Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf
Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, в которых выражено отношение социальных групп к праву, т.е. субъективное восприятие правовых явлений людьми.
В настоящее время, формирование правового сознания в школе идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, отобранные из комплекса общественных наук: истории, социологии, экономики, политологии, правоведения, философии, психологии. Изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно-воспитательное значение, т. к. направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.
Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:
1. Изучение основного закона государства – Конституции;
2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.
Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Одним из основных методов работы с учащимися является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у учащихся представления о праве, скорректировать и дополнить обсуждаемый вопрос, активизировать речевую деятельность и внимание учащихся.
Специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания - это интерактивное обучение. Совместная деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен мнениями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новую информацию, но и развивать свои коммуникативные универсальные учебные действия: высказывать собственную точку зрения, выслушивать мнение других, оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии.
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы: они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают их работать в команде, снимают нервную нагрузку обучающихся, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания.
Такие методики соответствуют современным требованиям модернизации образования, так как в процессе их применения меняется взаимодействие учителя и обучающихся, учителю достается роль консультанта, его активность уступает место активности обучающихся, а задачей учителя становится создание условий для инициативы обучающихся.
Выделяют несколько методов интерактивного обучения, которые позволяют на уроках истории и обществознания формировать отношение к правовым знаниям как к руководству жизненной ситуацией.
«Мозговой штурм» - ведение группового обсуждения какой - либо обществоведческой или исторической проблемы.
Например, при изучении темы «Бизнес и предпринимательство» можно поставить перед обучающимися 11 класса следующую проблему: «С какими трудностями могут столкнуться люди, решившие заняться предпринимательством?». Решение проблемы происходит в группах. После обсуждения в группе и консультирования с учителем, несущим тьюторскую нагрузку, обучающиеся приходят к правильным выводам.
Дискуссия- беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются различные точки зрения.
Например, обучающимся в 9-11 классах на уроках обществознания предлагается при изучении темы «Преступление и его признаки» возможность дискуссии «Смертная казнь: за или против?». Обучающиеся имеют различные точки зрения на данную проблему, каждый пытается отстоять свою позицию, приводя различную аргументацию. Результатом подобного метода является следующее: каждый принимает участие, приводит собственную аргументацию, выслушивает чужую точку зрения, пытается ее опровергнуть. В конце дискуссии делается вывод о том, что лишать человека его естественного права на жизнь нельзя. В расширенном варианте дискуссионные темы могут обсуждаться на уроках, которые осуществляются в форме «круглых столов».
Игра - вид деятельности, в которой важен не результат, а процесс. Наиболее существенной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой- многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке. Игру можно использовать на уроках истории и обществознания, причем игра приемлема в любых классах, так как игре все возрасты покорны.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по особым правилам. Применять методику синквейна лучше всего на уроке повторения или обобщения. Пример синквейна, который написала обучающаяся в 11 классе после изучения тем с вязанных с правом.
Право.
Законное, обоснованное.
Помогает, защищает, учитывает.
Содержит важную информацию.
Понятие.
Кластер - графический способ организации учебного материала. Кластер особенно результативен при конструировании повторительно-обобщающих уроков, позволяет прослеживать логическую последовательность изложения материала. В составление кластера каждый обучающийся тоже может внести свою долю из своего информационного запаса, что позволяет привлечь к познавательной деятельности возможно большее число обучающихся.Важной же целью формирования правосознания является достижение правовой компетентности обучающихся как способности и возможности в соответствии с имеющимся уровнем правовой грамотности использовать правовые знания в жизни для самостоятельного решения правовых проблем. Использование на уроках истории и обществознания интерактивных методов обучения позволяет формировать правовую грамотность обучающихся как основу формирования правосознания современного российского гражданина.
Список литературы
1. Григорьева С.А. Формирование правовой культуры молодежи. М.: Наука,2000.2. Герасимов С.И. О реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. М.: Просвещение,2013.
3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: Просвещение, 2005.