Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Горохова Н.В., Облога А.С., Ананьева М.С. Формирование личности обучающихся в условиях культурно- досуговой деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Межличностные отношения тесно связны с эмоциональной сферой ребенка. Часто определяют его самооценку, уровень притязаний, от которых во многом зависит эффективность учебной деятельности детей и в целом формирование их личностных качеств. Межличностные отношения детей, влияющие коренным образом на их развитие, формируются и совершенствуются не каким-то особым способом воздействия, а всей системой комплексного воспитания учащихся. Процесс выстраивания межличностных отношений в творческих коллективах Центра особым образом происходит в условиях внеурочной деятельности: в ней заключено немало проблемных ситуаций воспитывающего и развивающего характера, и задача педагогов состоит в том, чтобы полнее использовать благоприятные условия и возможности для формирования всесторонне развитой личности.
Исходными положениями в организации культурно-досуговой работы с детьми младшего, среднего, старшего школьного возраста являются общие принципы воспитания и обучения: естественность, востребованность, наглядность, преемственность, коллективность, постепенность, комплексное развитие способностей, воспитание ребенка в радости и потребности в творчестве.
Многих педагогических проблем в воспитании детей можно избежать, если жизнь детского коллектива насытить самыми разнообразными формами и видами культурно-досуговой деятельности: утренники и спектакли, творческие отчеты хореографических, вокальных, театральных коллективов, тематические концертные и игровые программы («День знаний», «День открытых дверей», «Ура, каникулы!», «Осень в гости к нам пришла», «Этих дней не смолкнет слава!» и т.д.).
Все задачи по воспитанию учащихся во время подготовки и проведения культурно-досуговых и массовых мероприятий осуществляются в единстве, благодаря усилиям семьи, педагогов, различным методам и формам творческой и воспитательной работы, например, подготовка призов и подарков к внутриколлективным конкурсам, праздникам и отчётным концертам, совместное изготовление элементов сценических костюмов, помощь в художественном оформлении учебных аудиторий. Значение такой деятельности в формировании личности ребенка трудно переоценить, ведь педагог в процессе совместных подготовок к мероприятиям может стать их товарищем, активным участником их коллективных дел, соревнований, конкурсов и других видов творческой деятельности. Во время творческих досуговых дел учащиеся проявляют свои самые разные способности: имеют возможность и делать, и наблюдать, и обобщать, и извлекать знания в процессе взаимодействия друг с другом. Они развивают в себе самостоятельность и порой многие проблемы вполне способны решить и без участия педагога. Ребята могут психологически ощутить себя не гостями творческого дела, а его хозяевами.
Сила воспитательного воздействия внутриколлективных дел, например, таких как «День именинника», «День танца», «День музыки», «Театральная гостиная», выставки детских рисунков и т.д., на непосредственное развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности.

Библиографический список


1.       Опарина Н.А. Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельностью школьников. – М., Сентябрь, 2007.- 192с., с.41
2.       https://www.scienceforum.ru/2016/1515/25579
marina30ananeva86@mail.ru 89608562802

2018