Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Борзова Л.В. Педагогическая технология: теория и практика

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


В настоящее время понятие «педагогическая технология» прочно вошло в практику и теорию научного образования, однако в современной педагогической и психологической литературе понятие «технология» («texne» – искусство, мастерство и «logos» – наука, закон) не имеет однозначной трактовки, можно выделить различные подходы к определению сущности этого понятия.
Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой трактует технологию как совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности [11, с.363], словарь Даля – как совокупность процессов обработки или переработки материалов [3, с.737].
В истории становления и развития понятия педагогической технологии прослеживаются различные понимания, начиная с первоначального толкования ее как обучения с помощью технических средств. Только в конце 60-х – начале 70-х гг. сущность и содержание понятия «технология обучения» стали расширяться, изменяться и, наконец, появилось представление о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [2,с.6], систематической и последовательной организации проектируемого процесса обучения [5, с.99].
Слово “технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка, определяя его как сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей. В.А. Сластенин считает такие подходы «несколько сужающими понятие педагогической технологии, низводящими ее до «искусства прикосновения к личности», научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром» [10, с.181].
Н.Н. Орлов, Г.Л. Таукач технологию обучения представляют как процесс овладения соответствующим объемом знаний, умений и навыков с целью использования их в практической деятельности; В.И. Андреев, Н.Ф. Талызина, Ф. Янушкевич – как систему проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности. А.Г. Молибог определяет технологию обучения как комплекс мероприятий, направленных на достижение наивысшей эффективности учебного процесса за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств [6, с.124].
Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов технологию обучения рассматривают как способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. По мнению Б.Т. Лихачева, образовательная технология – это совокупность психолого-педагогических прие­мов, определяющих специальный набор и компоновку форм, ме­то­дов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть ор­га­низационно-методический инструментарий педагогиче­с­кого про­цесса, образовательная технология как система научного знания до­л­­жна обеспечивать и оптимизировать процесс образования и воспитания.
М.М.Левина дает следующее определение: «Педагогическая технология – это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся» [5, с.14], «под технологией обучения мы понимаем теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и систему необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития учащихся» [5, с.20]. Аналогичное определение предлагает В.П. Беспалько: «педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [1, с.6]. В.А. Сластенин называет педагогическую технологию строго научным проектированием и точным воспроизведением гарантирующих успех педагогических действий [10, с.183].
По определению В.М. Монахова педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [7]. Г.И. Железовская рассматривает педагогические технологии как сложные и открытые системы приемов и методик, концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития обучаемого [4, с.122].
Анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и содержания педагогической технологии показывает, что среди нет единства. Такое разнообразие трактовок не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию технологии вообще. Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее типичные:
педагогическая технология – это проект (программа определенной педагогической деятельности), последовательно реализуемая на практике;
педагогическая технология – это совокупность основных методов (научно обоснованных способов деятельности), направленных на достижение цели;
педагогическая технология – это совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата (118).
Г.К. Селевко, называя педагогическую технологию «содержательным обоб­ще­нием, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников)» [8, с.154], отмечает, что данное понятие «может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств» [8, с.15.
Таким образом, по мнению Г.К. Селевко, «педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [8, с.15].
Основная функция педагогических технологий – реализация образовательных целей учебного процесса и развитие личности, отсюда вытекают такие принципы технологии, как принцип целостности, который предусматривает закономерности развития технологической системы (инвариантность ее структуры при гармоничном взаимодействии всех ее составных элементов), и такой принцип, как принцип вариативно-личностной организации обучения, т.е. ее адаптивности к личностным индивидуальным особенностям.
Технологии обучения формируют деятельностную основу образования, обеспечивают перенос знаний в сферу труда, формируют сознательность педагога, влияют на его целеустремленность и жизненную стратегию. Образовательные технологии, нацеленные на удовлетворение всесторонних требований к педагогу, направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучающихся. Несмотря на всеобщее признание образовательной и развивающей ценности педагогических технологий, научный статус технологии обучения, по мнению М.М. Левиной, все еще остается неопределенным – чаще всего им отводится промежуточное место между наукой и практикой [5]. Н.Ф. Талызина видит обоснование этой позиции в том, что каждый педагог, прежде чем построить реальный педагогический процесс, должен иметь все необходимые сведения о том, как это сделать, ему нужна система знаний об учебном процессе, представленная на технологическом уровне [12].
Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения, методологию гуманистического, развивающего, личностно-обращенного проекта организации обучения. Дидактическая конструкция личностно-ориентированных технологий осуществляется посредством адаптации образовательного процесса (целей, содержания, методов, диагностики, структуры дидактического отношения и образовательного информационного состава процесса обучения) к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности [5, с.21].
Технологии обучения в системе профессионального обучения отражают процесс усвоения фундаментальных и прикладных знаний, рефлексивность познавательных действий и формирует профессионально-познавательные умения.

Список использованной литературы

1.       Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательных процессов подготовки специалистов: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М.: Высшая шк., 1989. — 144 с.
2.       Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989.— 192 с.
3.       Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. — М.: Рус. яз., 1989. — Т. 1-4.
4.       Железовская, Г.И. Концептуальные основы подготовки студентов к формированию нравственно-правовой культуры учащихся/ Г.И. Железовская, Е.Н.Гудкова, О.М.Никулина/ Полипарадигмальный подход к модернизации современного образования: Сборник научных трудов Пятой Международной заочной научно-методической конференции: В 2ч. Ч.1. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. – С. 142-154.
5.       Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. — М.: Академия, 2001. — 272 с.
6.       Молибог, А.Г. Программированное обучение. Вопросы научной организации педагогического труда/ А.Г. Молибог. — М.: Высшая школа, 1967. — 200 с.
7.       Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов. — Волгоград: Перемена, 1995. — 151 с.
8.       Селевко. Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
9.       Сибирская, М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии / М.П. Сибирская. — СПб., 1996. — 98 с.
10.   Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
11.   Словарь русского языка: В 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — 3-е изд. — М., 1986. — Т. 2. — 576 с.
12.   Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории / Н.Ф. Талызина // Современ. высш. шк. — 1977. — № 1. — С. 55-60.
Borzova_luba57@mail.ru
89030207826
2018