Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf
«Инновация» означает нововведение, формирующее качественно новую образовательную среду. Использование новых технологий приводит к повышению качества обучения. Однако надо понимать, что происходят существенные изменения в организации учебно-воспитательного процесса. Теперь центром системы образования является ученик, который получает знания в подходящем для себя темпе и на определённом уровне.
В настоящее время учитель может использовать следующие инновационные педагогические технологии: информационно-компьютерные технологии, проектный метод и исследовательскую деятельность, здоровьесберегающие технологии, а также технологии уровневой дифференциации и индивидуализации.
Современная школа вступила в новый век высоких информационных технологий. Персональный компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, без него невозможно представить общеобразовательную школу. Информационные технологии открывают доступ к большому количеству дополнительных материалов, повышают эффективность выполнения работ школьниками, дают возможности для осуществления творческих замыслов, а также позволяют реализовать новые формы и методы обучения.
Педагоги на своём опыте убеждаются, что использование информационно-компьютерных технологий на уроках направляет учебный процесс на развитие критического мышления, самостоятельности и воображения. Учащиеся приобщаются к поиску информации, происходит активизация мыслительной деятельности, быстрее формируются метапредметные универсальные учебные действия. Эмоциональный фон урока становится благоприятным, что играет важную роль для учебной деятельности ребёнка.
Компьютер позволяет объединить учеников, родителей и педагогов. Важно понимать, что компьютер представляет собой не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. Основная цель применения информационно-компьютерных технологий заключается в повышении качества обучения [1, с. 86].
В младшем школьном возрасте дети имеют определённые психофизиологические возрастные особенности, визуальную систему восприятия, низкую степень развитости познавательных способностей, особенности учебной мотивации.
При использовании информационно-компьютерных технологий учащиеся лучше воспринимают изучаемый материал. Ученик становится центром деятельности, а учитель выступает в роли помощника, направляя учебный процесс. Компьютер готовит учащихся к жизни в реальных условиях, учит анализировать поток информации и принимать конкретные решения, что имеет немаловажное значение в современном мире [2, с. 98].
Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой системный подход к обучению и воспитанию, основой которого является стремление педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Их целью становится обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него нужные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти сведения в повседневной жизни.
Здоровье детей представляет важнейшую ценность. Чтобы избежать однообразия на уроках, монотонность, преждевременную усталость детей можно использовать различные формы работы с учащимися. При выполнении письменных заданий по технологии В.Ф. Базарного используются «шапочки-мешочки», наполненные морской солью. Они позволяют формировать правильную осанку у детей, расслабляют мышцы спины и шеи, а морская соль благотворно влияет на нервную систему.
Детей необходимо мотивировать вести здоровый образ жизни, знакомить с достижениями спортсменов, жизненными успехами людей, ведущих здоровый образ жизни. Для снятия зрительной утомляемости на уроках в настоящее время активно применяются офтальмологические тренажеры на потолке и стене, разработанные В.Ф. Базарным. В классных кабинетах устанавливается разноуровневая школьная мебель. Широко применяются магнитные доски для демонстрации наглядного материала и выставки детских работ. Имеется возможность использовать контрастные коврики под ноги для профилактики плоскостопия и массажа стоп на уроках и во время перемен. В уроки физической культуры вводятся специальные комплексы для коррекции осанки.
Никто не спорит, что надо двигаться, закаляться, но, к сожалению, большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Образование будет способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения в том случае, если это станет образом жизни. Пример должны показать педагоги, родители, общество. На сегодняшний день вовлечение и приобщение детей к спорту является важнейшей задачей. О здоровом поколении педагоги заботятся на каждой ступени образования и воспитания. В школах города и района проводятся дни здоровья и туризма с участием взрослых и детей, ведётся активная подготовка по сдаче норм ГТО. Школа сегодня является важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через неё проходит все население, и на этом этапе формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её основной задачей выступает – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. При этом важно учитывать возрастные особенности младшего школьника: никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка, только интерес и увлечённость.
Исследовательский подход можно использовать на любых уроках в начальных классах, он не является каким-то новшеством, этой проблемой занимались во все времена. Смысл его заключается в «открытии» учащимися новых знаний, опираясь на уже известные факты. В процессе обучения необходимо поддерживать познавательный интерес ребёнка к предметам через дифференцированный подход, нельзя представлять класс однородной массой. Для разных учащихся требуется ставить разные цели: одни должны достичь базового уровня, другие, обладающие определёнными способностями, могут получить более высокие результаты. Проектно-исследовательская деятельность – это инновационная образовательная технология, направленная на решение учащимися исследовательских задач под руководством педагога, в ходе которого реализуется научный метод познания вне зависимости от области исследования [3, с.49].
Инновационные процессы, происходящие в образовании, поднимают вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки всесторонне развитой личности. Комплексное применение рассмотренных педагогических технологий способствует решению такой проблемы современной школы, как увеличение учебной нагрузки, отрицательно влияющей на здоровье учащихся, повышает познавательный интерес, формирует целостную картину мира и социально значимые качества личности.
Библиографический список
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Изд-во РАО, 1994. – 228 с.2. Иванова Е.О., Асмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках и в системе педагогики учителя. М.: Просвещение, 2008. – 188 с.