Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Николаева С.И. Реализация историко-культурного стандарта через проектно-исследовательскую деятельность в рамках изучении истории родного края

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Меняющаяся геополитическая обстановка современного мира, необходимость укрепления единства российского общества стали предпосылками поиска национальной идеи, объединяющей граждан многонациональной России. Успешность этого поиска в ряде случаев зависит от единства внутри самого многонационального народа Российской Федерации, осознания каждым гражданином России не только этнической, но и российской идентичности [1]. Огромная роль здесь принадлежит образованию и в первую очередь предметам гуманитарного цикла, задача которых освещать историю России «в контексте всего богатства национальных традиций и культур» [2].
В Концепции нового УМК по Отечественной истории сказано, что «история региона может быть раскрыта, как и история Отечества в целом, на многоуровневой основе: основные события жизни региона, история народов и социальных групп, его населяющих, история семьи и человека и т.д. Это может способствовать формированию базовых знаний учащихся по истории региона, самоидентификации учащихся как граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и религиозных общностей» [3].
Важную роль в формировании российской цивилизационно - культурной идентичности подрастающего поколения играют краеведение и история.
Чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, необходимо развивать способности к проектно-исследовательской деятельности. Это наиболее продуктивный метод изучения истории родного края, направленный на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний.
Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении истории родного края в контексте реализации историко-культурного стандарта должна осуществляться в условиях тщательного отбора тем, усвоение которых позволит адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме.
История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои особенные черты. В настоящее время на территории ЯНАО проживает около 80 разных национальностей: русские – 58,8%, украинцы – 13%, татары – 5%, белорусы – 1,7%, башкиры – 1,5%, чеченцы – 0,4% человек. Коренные малочисленные народы Севера: ненцы – 5, 21%, ханты 1,73%, коми – 1,22%, селькупы – 0,35% и другие [4]. Поэтому очень важно большое внимание уделять формированию общекультурного уровня подрастающего поколения, положительному отношению к собственной национальной культуре, воспитанию культуры межнационального общения, умению понимать и принимать инокультуры других этносов.
Работу по организации исследовательской деятельности учащихся необходимо строить на основе различных методов, из которых ведущими являются проективный, проблемно-поисковый и исследовательский.
На уроках истории в рамках проблемного метода учащимся предлагаются проблемные задания, вариант которого может выглядеть так: «Рассмотрите географическую карту и вид города Обдорска на рисунках и докажите, что он был городом провинции. Какие этносы могли здесь проживать в XVII в.?»
Важное внимание на данном этапе уделяется развитию мыслительно-познавательных способностей школьников, их речи, приобретению опыта изучения различных источников края.
Развитию исследовательских способностей учащихся способствуют задания, которые предполагают рассмотрение событий на основе исторических источников. Например, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.», в ходе обсуждения его итогов, классу предлагается после исследования мемуаров, газетных статей и воспоминаний составить рассказ о жизни в Сибири ссыльных декабристов, показать их вклад в преобразование Сибири.
Исследовательский метод обучения успешно реализуется в такой форме урока как практическое занятие. Работая с различными видами источников информации, учащиеся самостоятельно раскрывают сущность проблемы. Так, на уроке в 9 классе по теме «СССР в послевоенное время» учащиеся работают в группах с историческими документами, статьями Л.Ф. Липатовой по истории «Мертвой дороги», литературным произведением В.Кобелева «501 стройка». Свои результаты анализа событий данного периода ребята представляют от имени литераторов, историков, критиков. При этом задача учителя сводится к подведению учащихся к пониманию того, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.
Проектный метод призван помочь в решении задачи формирования региональной идентичности, воспитании чувства патриотизма. Можно предложить учащимся поработать над такими темами исследовательских работ, как «Имена в названиях улиц города», «Памятники нашего города», «Обычаи и традиции ненцев», «501 стройка», «Смутные времена на Севере», «Первые русские города Сибири», «Северяне – особенные люди»; «Судьба моей семьи – судьба Ямала», «Искусство Ямала в контексте Большого Урала», «Экспедиционная деятельность», «Сохранение и трансляция культурного достояния коренных народов ЯНАО» и другие.
При изучении родного края необходимо, чтобы учащийся:
-         понимал свою связь с окружающим микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
-         осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
-         осознавал проблемы окружающей среды его микромира;
-         интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей.
Рамок урока для организации исследования истории родного края не хватает, поэтому в полной мере оно может быть реализовано во внеурочной деятельности, поскольку именно здесь учащиеся имеют возможность поработать с историческими источниками реально, вживую.
Исследовательская деятельность во внеурочной работе с учащимися может осуществляться через работу научного общества учащихся, поисковую деятельность в рамках школьного музея, кружковые занятия по краеведению.
В рамках нашего научного общества «Возрождение» учащиеся получают возможность глубоко заниматься учебным исследованием. Одним из первых исследований школьника является знакомство с родословной, так как, во-первых, семья для ребенка - неоспоримая ценность, а во-вторых, через историю семьи ребенок изучает и историю страны. Таким образом, в ходе изучения личной истории происходит одновременно и развитие исследовательских способностей учащихся, и углубленное изучение истории России.
Работу над родословной учащиеся начинают на уроках истории, обществознания, знакомятся с правилами ее создания и делают первые шаги по ее составлению. Существенную помощь оказывают родственники учащихся: бабушки, дедушки, родители, что способствует сплочению семьи, возрождению семейных ценностей и формированию региональной идентичности. Заинтересованные ребята продолжают эту деятельность в рамках школьного научного общества «Возрождение». Результатом такой работы становятся очерки, сочинения, демонстрационные, исследовательские, творческие проекты, презентации, созданные в PowerPoint.
Эффективной организации поисково-исследовательской деятельности учащихся способствует наш школьный музей «Хранители воинской Славы», открытый в 2009 году.
Музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия и незаменимым помощником школы в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Неподдельный интерес учащиеся школы проявляют к выполнению поисковых заданий по ряду тем, среди которых «Наши земляки – защитники Отечества», «Война моей семьи коснулась», «Взятие Рейхстага», «Ямал в годы Великой Отечественной войны» и др. Итогом сбора материалов становятся содержательные разделы экспозиции музея: письма с фронта, грамоты и документы ветеранов Великой Отечественной войны, по которым сами учащиеся проводят экскурсии. Изучение роли Севера в военных действиях того времени, в частности, роль ямальцев в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, наполняет музей дополнительными сведениями о краевых представителях разных национальностей, оставивших память о себе своими славными делами. Так, проведя исследовательскую работу, ребята узнали о летчике, повторившем подвиг Николая Гастелло, - нашем земляке из поселка Мужи Николае Архангельском, о старшем сержанте Анатолии Звереве, в прошлом учителе сельской школы, повторившем подвиг Александра Матросова. Сегодня его именем названо Салехардское педагогическое училище. Ребята провели исследовательскую работу о жителе г. Новый Уренгой, отважном летчике времен войны Ехлакове Алексее Ионовиче, комсомольском вожаке Салехарда в годы войны Баженовой Любови Гавриловне. Эта и другая информация о людях Ямала, внесших свой вклад в дело победы, была оформлена в сборник рассказов «Я помню! Я горжусь!».
Диагностика степени сформированности региональной, а, следовательно, и российской идентичности выступает важной проблемой современности. При изучении истории родного края в контексте историко-культурного стандарта показателями эффективности системы исследовательской работы с учащимися могут служить следующие результаты:
-         повышение качества знаний по истории и краеведению;
-         повышение интереса к предметам обществоведческого цикла, которое проявляется в увеличении активности учащихся на уроке, в стремлении ознакомиться с дополнительным материалом, в попытках анализировать события современности, находить аналогии в истории.
-         рост числа участников научного общества;
-         рост количества участников разнообразных конкурсов и олимпиад по истории и краеведению.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, основанная на материале истории родного края, развивает интерес к истории, творческие способности школьников, воспитывает уважение к истории и культуре народов, живущих на территории края, терпимость к убеждениям других людей, а также в целом обеспечивает основу для формирования российской гражданской идентичности.

Библиографический список

1.       Васильева Л.Н.. Российская идентичность: правовые условия формирования. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=4927 (дата обращения: 01.02.2018).
2.       Путин В.В. Россия: национальный вопрос, 2012. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 05.12.2017).
3.       Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории С.6; URL: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45293 (дата обращения: 10.12.2017).
4.       Национальный состав Ямало-ненецкого автономного округа http://правительство.янао.рф/social/international_relations/national_structure/ (дата обращения: 03.02.2018).
moza@yandeх.ru +79124356342
2018