Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Князева О.В. Психологическое сопровождение семей, имеющих ребенка с ОВЗ

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


 В статье освещается система работы c семьей ребенка с ограниченными возможностями. Родители испытывают многочисленные трудности, в том числе и психологические и сами нуждаются в помощи, в психологической реабилитации в силу хронического стресса. В такой ситуации реализация собственных планов родителей детей таких детей становится проблематичной, неясны перспективы в отношении судьбы ребенка, угнетает чувство отчаяния и беспомощности. Психологическая атмосфера в семье становится напряженной. Возникшие воспитание приводит к возникновению или обострению внутренних проблем семьи, ставя ее в позицию социальной изоляции.
 Следовательно, первоочередное направление психологической помощи таким семьям, это оптимизация психологического состояния родителей детей с ограниченными возможностями. Лишь по достижению адекватного психологического состояния родителей детей с нарушениями здоровья можно предпринимать остальные меры психологической помощи. Под понятием психологической помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, мы понимаем системный подход, позволяющий оказать этим семьям комплексную, всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.
 Работа с родителями заключается в проведении родительских собраний, где они не только повышают знания в области воспитания своего ребенка, но и могут расширить круг общения, узнать о жизни других семей с аналогичными проблемами, найти не жалость, а поддержку и понимание. Информационное обеспечение подобных семей заключается в выпуске буклетов, ведение рубрики в местной газете «Белевская правда», на сайте учреждения, где родители могут получить полезную информацию по вопросам воспитания.
 Проведение совместных мастер – классов с родителями и их детьми. Участвуя в таких мероприятиях, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является субъектом той же деятельности. Такие совместные занятия позволяют повысить уровень педагогической культуры родителей и принятия им своего ребенка.
 Индивидуальные или групповые консультации, в ходе которых родителям сообщается, какие трудности могут возникнуть на разных этапах его жизни. Научить родителей воспринимать собственного ребенка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями, то есть помочь родителям составить адекватное представление о потенциальных возможностях больного ребенка, раскрыть его перспективы.
 Обучение родителей коррекционным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; а так же специальным воспитательным приемам, необходимым для развития личности ребенка с ограниченными возможностями. Не менее важным аспектом при осуществлении работы с семьей является работа непосредственно с самим ребенком. Для этого проводятся групповые и индивидуальные занятия с учетом дифференциальных особенностей ребенка направленные на адаптацию детей в новой обстановке, снижения уровня тревожности, развитие навыков в играх со сверстниками. Формирование опыта самообслуживания.
 На занятиях с ребенком создана атмосфера психологической комфортности: ребенок окружен вниманием и заботой работа с детьми организуется так, чтобы они могли получать яркие и разнообразные впечатления вне дома, расширять круг общения. Построена система комплексного психолого - педагогического воздействия таким образом, что бы стимулировать личностное развитие и социализацию каждого ребенка.
 При подведение итогов и анализа работы, а так же мониторинг детских и родительских впечатлений.
 Как показывает анкетирование родителей и диагностическое обследование детей, за время психолого—педагогического воздействия, происходят изменения в отношениях родителей и детей к проблеме инвалидности, улучшается психологическая атмосфера в семьях. Семьи приобретают  навыки включения в активную жизнь общества, усиливается их психологическая устойчивость и самостоятельность в дальнейшей жизни.

Библиографический список

1.       Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. — СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с.
2.       Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / Г. Л. Исурина // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 1983. — С. 231—254.
3.       Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г. Л. Исурина // Групповая психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. — M.: Медицина, 1990. — С. 89—120.
4.       Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.
2019