НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вишнякова И.Б. Конспект занятия по правилам дорожного движения (познавательное развитие) для старшей группы на тему «Дорожные знаки – наши помощники»

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Цель занятия: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Образовательные:
·          совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.
·          продолжать закреплять правила дорожного движения, правила поведения на проезжей части, правила езды на велосипеде.
·          развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.
Развивающие:
·          развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора.
Воспитательные:
·          формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
·          воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
·          формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря:
·          закрепить в речи детей слова: пешеход, водитель, пассажир, велосипедная дорожка, тротуар;
·          закрепить в речи названия дорожных знаков.
Материал и оборудование к занятию: презентация к занятию «Дорожные знаки - наши помощники», макеты дорожных знаков, на каждого ребёнка: игра - пазл «Пешеходный переход», спортивный снаряд «Тоннель» (подземный пешеходный переход), гимнастическая скамья (надземный пешеходный переход), игра «Где можно ездить на велосипеде, а где нельзя?».
Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Предварительная работа:
·          беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте».
·          дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки».
·          чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор».
·          рассматривание фотографий «Улицы нашего города».
·          рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица».
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Что делают вежливые люди? (Дети здороваются).
Эй, ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
- Возьмитесь на ручки, подарите своим друзьям улыбки и хорошее настроение. И вы увидите, как друзья улыбаются вам. Молодцы! А теперь глазки на меня посмотрели. Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, мне передали приглашение и сегодня мы с вами отправляемся в очень интересное увлекательное путешествие – в страну Светофория. Но прежде, чем мы отправимся, я хочу узнать у вас, на чем можно путешествовать. (Ответы детей).
·          Как называется человек, который управляет автобусом? (Водитель).
·          Кем являются в автобусе остальные люди? (Пассажиры).
·          Что означают сигналы светофора? (Ответы детей)
·          Где люди ждут автобус? (Остановка)
·          Ну а теперь оглянитесь и найдите автобусную остановку, водитель занимает свое место, пассажиры занимают свои места. (Дети садятся в «автобус»).
(звучит песня «Автобус», дети выполняют движения под музыку)
- Ну вот мы и приехали.
(Стихотворение «Место стоянки»)
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На стоянке у ограды –
Отдыхать ей тоже надо!
(Появляется Светофор)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светофор Светофорович (можно просто Светофор). Это я пригласил вас в гости в замечательную страну Светофория. Я самый главный на улицах этой страны. Я слежу за дорожным движением, чтобы не было аварий и неприятностей. И мои сигналы очень важно знать.
Если свет зажегся Красный,
Значит, двигаться (опасно)
Свет Зеленый говорит:
«Проходите – путь (открыт)!»
Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для (движенья)!
Игра «Будь внимательным»
(Воспитатель показывает сигналы светофора: красный – топают, желтый – руки за спину, зеленый – хлопают).
- Ребята, а вы знаете, что такое правила дорожного движения? (ответы детей). Для чего их необходимо соблюдать? А вот сейчас я и проверю. Я приготовила для вас очень интересное задание. Вы готовы? (Да). Ну тогда вперед!
- Вот, ребята, и первая станция. Здесь я проверю, а знаете ли вы моих друзей-помощников – знаки дорожного движения, которые также работают на дороге.
Игра «Дорожные знаки»
(Светофор загадывает загадки про знаки, дети отгадывают и показывают).
·          Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза,
Цвет у глаз определенный –
Красный, желтый и зеленый. («Движение регулирует светофор»)
·          В белом треугольнике
С красной окаемкой
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны -
На дороге дети! («Осторожно – дети!»)
·          Этот знак для тех, кто болен
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит. («Первая медицинская помощь»)
·          На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя.
Можно ехать, знайте, дети,
Только на велосипеде. («Велосипедная дорожка»)
·          Синий знак прямоугольный
Тут и вилочка, и нож,
Каждый подкрепиться рад,
Когда видит этот знак. («Пункт питания»).
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Я пытался вас запутать, но вы все знаете. И сейчас мы отправляемся на станцию, которая называется «Велосипед». А вы умеете кататься на велосипеде? (ответы детей). А правила, которые должны соблюдать велосипедисты, знаете? Какие? (Дети говорят правила для велосипедистов).
- А сейчас нам надо разделиться на две команды. У каждого из вас есть значок на груди. У кого зелёный значок садится на этот стол, у кого красный – за этот. Это мои любимые цвета, а кто знает почему? (Ответы детей). А задание у меня такое: у каждой команды на столе лежат картинки и стоит знак дорожного движения. Какой у вас стоит знак? («Велосипедная дорожка»). У вас какой? («Езда на велосипеде запрещена»). И сейчас, ваша команда выбирает картинки, где можно кататься на велосипеде, а ваша – где нельзя ездить. Все справились? (Спрашиваю детей, где можно кататься и где нельзя). Молодцы!
- А сейчас мы немножко разомнемся.
Игра «Разрешено – запрещено».
Играть на проезжей части (топаем)
Переходить дорогу на зеленый сигнал (хлопаем)
Переходить дорогу на красный сигнал (топаем)
Кататься на велосипеде на проезжей части (топаем)
Соблюдать правила дорожного движения (хлопаем)
- Какие молодцы! Нигде не ошиблись! Но, я должен быть за вас спокоен и поэтому, мы поиграем с вами в ещё одну интересную игру «Это я, это я, это все мои друзья». (Воспитатель объясняет правила игры).
- Ну и последняя станция. Мы так же делимся на две команды и садимся за столы. У каждого из вас на столе лежит конверт, в этом конверте лежит пазл одного дорожного знака, который вы и собираете. Вот я посмотрю, какие вы быстрые и внимательные.
На пути ребят дорога,
Транспорт едет быстро, много,
Светофора рядом нет,
Знак дорожный даст совет.
Так давайте подойдите
Быстро знаки соберите.
(Дети собирают знаки «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход»). Какой знак собрали вы? (Ответы детей).
Хоть и мест таких немного,
Есть мосты через дорогу,
По которым пешеход
Над машинами идет.
И любому сразу ясно,
Что ходить там безопасно. («Надземный пешеходный переход»).
- Какой знак вы собрали? (Ответы детей).
Есть знак «Подземный переход»
Ступеньки вниз ведут,
Спускайся смело и иди –
Ведь нет движенья тут! («Подземный пешеходный переход»)
Физкультурная минутка. («Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход»)
- Ребята, ну вот и закончилось наше путешествие. Вы – молодцы! Справились со всеми заданиями, и я вручаю вам медали «Лучшему знатоку правил дорожного движения». Давайте посмотрим, где вы оставили ваш автобус. (Дети находят остановку и садятся на свои места в автобусе). До свидания, ребята!
(звучит песня «Автобус»)
(Дети вернулись в группу)
- Ребята, вам понравилось путешествие? (ответы детей). Что вам понравилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).
2020