НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Павлова О. А. Использование дидактического материала З. Дьенеша в формировании математических представлений у детей 6—7 лет

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

 Познавательное развитие детей и формирование элементарных математических представлений - одна из важных задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Для развития математических представлений у детей как нельзя лучше подходят логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Цель работы - создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша.
Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей с использованием логических блоков Дьенеша позволяют решать три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный
 Развитие математических представлений у детей 6-7 лет в процессе использования дидактического материала З. Дьенеша будет успешным при условиях:
- создания предметно-пространственной среды, направленной на формирование математических представлений у детей 6-7 лет;
- усвоения математических знаний, приемов и способов умственной деятельности, осуществляемых на основе наглядности, предоставления ориентировочной основы умственных действий.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня познавательной активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающую предметно-пространственную среду групповой комнаты группы мы стремились сделать:
1. Содержательно-насыщенной. Мы приобрели пособие «Логические блоки З. Дьенеша». Важно, чтобы у каждого ребенка в группе был свой индивидуальный набор, но мы приобрели 10 комплектов данного дидактического материала и альбомы заданий «Блоки Дьенеша для старших. Поиск затонувшего клада». С помощью родителей оснастили математический уголок с раздаточным счетным материалом, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур с комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур.
2. Трансформируемой. Предоставили детям возможность изменений предметно-пространственной среды групповой комнаты в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Если ребенок захотел поиграть с блоками лёжа, он брал коврик и располагался на полу.
3. Полуфункциональной. Обеспечили возможность разнообразного использования блоков Дьенеша, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в разных видах детской активности.
4. Доступной. Мы обеспечили свободный доступ воспитанников к пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети использовали по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры Дети сами определяли время и место игр с блоками.
5. Безопасной. Блоки Дьенеша соответствовали требованиям надёжности и безопасность их использования, а также правилам пожарной безопасности.
 Блоки Дьенеша использовались:
- на занятиях по математике, а также конструированию. На занятиях по математике логические блоки предлагались как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям. Дети обучались счету в контексте разных видов образовательной деятельности с использованием блоков Дьенеша. Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное – развитию математических представлений.
 - в совместной и самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Вне занятий, в предметной среде. Играя с блоками Дьенеша, ребенок учится не только думать, следить за координацией движений, но и говорить. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Мы предоставили детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливали самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. В комплекте с наборами предложены альбомы. Дети самостоятельно брали альбомы и выкладывали животных и различные предметы. Наборы и альбомы находятся в свободном доступе в уголке конструирования.
Организация образовательного пространства и интеллектуально-игровая деятельность с блоками Дьенеша обеспечивала: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что блоки Дьенеша представляют собой универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Благодаря использованию логических блоков дошкольники знакомятся с основными геометрическими фигурами, учатся различать их по цвету, форме, величине.
Таким образом, анализ методической литературы показывает, что блоки Дьенеша способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам. Блоки Дьенеша дают первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритм, кодирование информации, логические операции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астраханцева, Т.Н. Актуальные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями: крат. курс лекций: [учебное пособие] / Т.Н. Астроханцева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 78 с.
2. Астраханцева, Т.Н. Семейная педагогика: курс лекций / сост. Т.Н. Астроханцева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 91 с.


2021