НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексанкина Н.В. Родительское собрание в старшей группе «Посеять в детских душах доброту… (родительская гостиная)»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf

План проведения:

1.        «Как сделать детей добрее!»
а) Игра «Волшебный стул»
б) Коллективная работа родителей.
в) Результаты анкетирования родителей.
2. Рекомендации родителям.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости. Разрешите открыть нашу гостиную. (на фоне музыки (-) «Дорога добра» сл. Ю.Энтина,
муз. Минкова М.)
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, чёрствости, злобе? Об этом пойдёт сегодня наш разговор на нашей встрече, тема которой «Посеять в детских душах доброту».
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых чувств? Над этим вопросом задумывались многие учёные, педагоги, да и просто люди. Остаётся этот вопрос актуальным и сейчас. Вы согласны со мной?
- Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?
1. Необходимо любить ребёнка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Любовь к детям не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, всё это отравляет жизнь ребёнка, вносит в неё разочарование и злобу.
Очень важно –обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребёнок теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, он с лёгкостью найдёт приют в «тихом омуте».
Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей.
Пример во всём: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота о них. Ведь отзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребёнке.
2. Поэтому второе, что вам необходимо делать – это стать «эталоном доброты» для своего ребенка. Приложите все усилия, чтобы самому соответствовать тем стандартам, к которым вы ведете своего ребенка.
Наверное, не зря говорят в народе: «Слово лечит, слово ранит».
Для воспитания у ребёнка добрых чувств необходимо правильно оценивать поступки и проступки детей. Всегда надо подмечать всё хорошее, что сделал малыш и похвалить его за это.
Если ребёнок оступился – необходимо напомнить ему, что такой хороший, умный человечек не должен поступать плохо, не подумав.
Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, приласкать, утешить подбодрить словом ребёнка в трудную минуту. И тут как нельзя лучше подходят слова поэта:
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В жизни без ласки – знайте,
Слёзы, дожди, озноба.
Детям и взрослым – знайте,
Ласка нужна – не злоба.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, представить такую ситуацию:
С вашим ребёнком случилась неприятность, но для него это настоящее горе, он очень переживает, нервничает, до слёз. Случайно, ребёнок поскользнулся и упал, при этом разорвал курточку. Наша задача, подобрать такие слова утешения и сочувствия, чтобы успокоить ребёнка, поддержать его, вернуть ему уверенность в себе, дать понять, что мы его очень любим.
Под мелодичную музыку, из рук в руки передается мягкий предмет (мяч, мягкую игрушку, кусочек меха) и родители говорят слова утешения.
Воспитатель: - Молодцы, вы все подобрали нужные слова утешения. Итак, все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций» поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения.
В нашем детском саду проводится цикл занятий по воспитанию доброты, отзывчивости. Целью наших занятий является развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Непосредственно эти занятия помогают детям осознать понятие «доброта».
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю послушать стихи в исполнении детей и родителей. (домашние заготовки) (Приложение №2)
Воспитатель: - Всем спасибо, за добрые стихи.
Воспитатель: - Наши дети очень любят играть, а вы давно играли уважаемые родители?
а) Вашему вниманию Игра «Волшебный стул»
Взрослые по очереди садятся на стул, остальные говорят ему только хорошие слова. (2-3человека взрослых)
Воспитатель:
1.        Как вы себя чувствовали?
2.        Легко ли было говорить хорошие слова о каждом из нас?
3.        А вам приятно было слышать, когда о вас говорили добрые, ласковые слова?
4.        Да, недаром в пословице говорится, что «Доброе слово и кошке приятно».
5.        Так вот, детям говорить комплименты еще сложнее, потому что они редко произносят хорошие, добрые слова. А этому должны научить их мы.
б) Коллективная работа родителей.
Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо» и с осознания своих поступков как хороших или как плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок - это крупица добра, вложенная в огромный мир доброты? От нее становиться теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок - крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»? Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать и увидеть. Как «оживить» эти понятия? Как заставить их «работать»?
Ответить на эти вопросы нам поможет Хорплоша -это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей.
Идея проста. Если ребенок совершает хорошие поступки, она становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое и безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.
Что может быть интереснее игры? Конечно же, только игра с персонажем. На примере Хорплоши ребенку легко понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение. Для того, чтобы выявить ее влияние, я предлагаю провести работу по введению Хорплоши в жизнь детского сада. И для начала вы, родители, сегодня из подручных материалов смастерите такого персонажа – Хорплошу. (из лоскутков ткани)
Коллективная работа родителей по подгруппам под спокойную музыку.
в) Результаты анкетирования родителей по теме. (приложение №1)
Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети росли чуткими, отзывчивыми, добрыми, пожалуйста, старайтесь выполнять рекомендации педагогов детского сада.

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту»

1.        Ласково, по имени называйте ребёнка.
2.        Учите с детьми стихи, пословицы о доброте.
3.        Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию
4.        Составляйте с детьми сказки о доброте.
5.        Не унижайте ребёнка.
6.        Не обсуждайте поступки при посторонних.
7.        После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте ему понять, что вы ему сочувствуете.
8.        Рассказывайте о добрых поступках других детей.
9.       Учите заботиться о старших и младших членах семьи: делать подарки, делить игрушки, помогать одеваться и т.д.
10.   Личным примером показывайте, что добрые дела веками живут.

Заключение

Уважаемые родители, в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. Ведь только счастливый человек, человек, который живет в ладу со своей совестью, может быть по-настоящему добрым и счастливым.
Спасибо за сотрудничество.
Приложение №1.

А Н К Е Т А

Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает детское дошкольное учреждение с теплым и ласковым названием «Малыш». Мы хотим, чтобы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
• Ф.И.О. родителей_______________________________________
• Имя ребенка, возраст ____________________________________
• Есть ли еще дети в семье? Возраст.
Да_______________
Нет______________
• Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?
Да_______________
Иногда __________
Нет______________
• Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
Да_______________
Иногда __________
Нет______________
• Какими бы вы хотели видеть своих детей?
______________________________________________________________
• Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить?
Да_______________
Нет______________
Не знаю___________
• Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение?
Да_______________
Иногда __________
Нет______________
Спасибо!

Список литературы

1.       Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
2.       В мире детских эмоций: пособие для практ. Работников ДОУ/, – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
3.       Михайлова- Свирская Л.В. «Работа с родителями»: пособие для педагогов ДОО: -М.: Просвещение, 2015.
4.       Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. /. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5.       Смирнова Е. О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, № 6. С. 76-87.
6.       Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, М.: Просвещение, 1985.

2020