Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Важнейшее условие формирования личности - ее участие в деятельности. Именно в деятельности, а не вне ее складываются мотивы поведения и черты характера. В школе ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Успеваемость школьного обучения зависит от многих факторов психологического порядка, одними из ведущих являются: тревожность, стрессоустойчивость, учебная мотивация. Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей, ведущей к понижению стрессоустойчивости и снижению уровня самооценки. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз. Таким образом, актуальность выбранной мной темыобусловлена построением адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, способствующей созданию условий для снижения уровня школьной тревожности, повышения уровня учебной мотивации, повышения стрессоустойчивости. Несмотря на внедрение новых, инновационных средств, методов, и форм обучения, для массовой российской школы по-прежнему основной формой организации обучения является урок. Поэтому именно на уроке, на мой взгляд, целесообразнее использовать методы и упражнения, направленные на снижение уровня тревожности, повышение уровня стрессоустойчивости, повышение уровня самооценки. Для повышения уровня стрессоустойчивости, повышения самооценки учащихся, снижения уровня тревожности рекомендую учителям применять следующие психотехнические методы и развивающие упражнения на разных этапах урока: 1. Организационный этап урока. На этом этапе урока предлагаю использовать методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, повышая уровень учебной мотивации и снижая тем самым уровень его тревожности. Кинезиология– это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия: 1. занятия проводятся ежедневно, без пропусков; 2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке; 3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов; 4. упражнения проводятся стоя или сидя за столом; 5. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия. Примеры кинезиологических упражнений: «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 2.Актуализация знаний. На данном этапе урока можно использовать принцип решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке. Начинают внедрять методику с первого класса с простых анаграмм слов: остл – стол, постепенно усложняют задания, где нужно не только прочитать слова, но и исключить лишнее (гитр, елв, солн, филту – это слово туфли, т.к. все остальные слова тигр, лев, слон – обозначают животных). Классифицируя анаграммы по частям речи, можно использовать их также на уроках русского языка. Постепенно от анаграмм - слов переходить к целым предложениям, текстам. Методика развивает грамотность, чувство языка школьников через углубленное изучение буквенного состава слов и их активное конструирование. Но самое главное – это создание ситуации успеха, приводящей к повышению уровня самооценки учащегося и снижению уровня его тревожности, формирование умения рефлексировать, оценивать свои сильные и слабые стороны.Этот оригинальный способ обучения привлекает сравнительной простотой и доступностью. Его можно внедрять на любомэтапе урока. Примеры анаграмм: никУче реЮмесь тел. ьперТеарЮнеикуч. нОдохит в врепыйласкс. аПпапуилксунытрефопль. маТжателнепал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУошохор! Ученики Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо. 3.При переходе к структуре урока, подготовка к теме и постановка проблемы возможно, использование упражнения «Найди слова» ( Методика Мюнстерберга). В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Эта игра помогает развивать восприятие целостного образа слова, внимание, закрепить навык чтения слов. Инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. гасаскруглгроапремизщвыромбыксэждмвпвывотлыинубнлас эзшщквквадраткнмримьовиетвпугывооштреугольниклоыврп ( фрагмент) Зашифровать можно любую информацию, относящуюся к теме урока. 4. На этапе первичное усвоение знаний. Возможно использование игры «Шестиклеточный логикон» (Рисунок 1) Инструкция: сравнивая информацию в верхних и нижних клетках, найдите логическую связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку. Пример: ЖУК ЧЕЛОВЕК ЛОШАДЬ 6 2 ?
рука нос ухо Ж М ?
Рисунок 1 «Шестиклеточный логикон» 5.Физкультминутка Возможно применение методов: 1.Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается повышению стрессоустойчивости, понижению уровня тревожности. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии, что приводит к повышению уровня самооценки учащегося. Упражнение «Кошка». Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Проощущайте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. (Упражнение повторяется 2 раза). 2. Выработка правильного речевого дыхания Упражнение «Жучки»- вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через рот, живот втянуть. Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт. 3.Звуковая гимнастика Большую помощь в оздоровительно-развивающей работе с детьми может оказать не только дыхательная, но и звуковая гимнастика. Особенностью методики является дыхание: вдох через нос – пауза, активный выдох через рот – пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.Например:звук «З» - активизирует мозг, нормализует функции почек, глаз, носа, ушей;звук «ХА» - помогает повысить настроение. 4. Упражнения для профилактики нарушения зрения приносят огромную пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Упражнения проводятся в стихотворной форме, например: «Душистые цветы» На горе мы видим дом. (поднять глаза вверх) Много зелени кругом. (опустить глаза вниз) Вот деревья, вот кусты. (посмотреть влево – вправо) Вот – душистые кусты. (посмотреть вперед) 5.Пальцевая йога (мудры) В странах Востока (Индии, Китая и т.д.) издревле знали о пользе упражнений для пальцев рук. Открытием йогов стали мудры, которые они называли «исцеляющие пальцы». Это строго определенное положение пальцев и рук, которое оказывает лечебное воздействие. В чем состоит их целебное воздействие? В организме человека каждый орган относится к тому или иному энергетическому каналу. Сложив пальцы и руки определенной комбинации, мы обозначаем поток энергии, который приводит в соответствие наши органы и системы: помогает избавиться от нежелательных эмоций. Например мудра «Знания» улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности. Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены) Для детей мудры (помимо их основного воздействия) являются гимнастикой для пальцев, улучшают гибкость суставов, развивают координацию и согласованность движений рук. 6.Первичное закрепление Упражнение «Муха в квадрате» Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней игровым полем в 9и более клеток. Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево. В квадратах можно зашифровать любые понятия, символы относящиеся к теме урока. Упражнения с карточками. При групповой работе каждая команда получает набор карточек, подобранных в соответствии с закрепляемой темой. Дети должны как можно быстрее и правильнее найти лишнее понятие на каждой карточке и сформулировать общее свойство остальных понятий. 7.Рефлексия Позволяет эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Работа со спирографом (выбор цвета). Работа способствует: снижению уровня тревожности; развитию комбинаторных способностей; развитию интереса к интеллектуальной деятельности; повышению уровня самооценки; повышению уровня стрессоустойчивости. Способствует развитию координации движения кисти, моторики руки. Позволяет формировать интерес к творчеству, аккуратность, желание придумывать и фантазировать, снижает уровень тревожности. Работа с танграмом (выбор формы). Танграм - игра головоломка на плоскостное моделирование. Игра способствует: развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, интереса к интеллектуальной деятельности; снижению уровня тревожности; повышению уровня самооценки; повышению уровня стрессоустойчивости. Игровая задача. Собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. По результатам ежегодной диагностики мною было выявлено, что систематическое использование психотехнических методов и развивающих упражнений, описанных выше, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся, снизить уровень тревожности и нормализовать самооценку.
Библиографический список
1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002. 2. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт,1994. 3. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995. Никольская И.Л., 4. Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007. 5. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З Меерсон. - М.: Издательство "Наука", 1981. - 213 с. 6. Микляева, А. Направление деятельности школьного психолога по коррекции школьной тревожности /А. Микляева, П. Румянцева // Педагогическая техника. - 2014. - №1. - С.53-61.