НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Васильева Т.А. Детский сад в режиме инновационного развития

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Аннотация: В статье говорится об основных источниках финансирования дошкольных образовательных организаций в современных рыночных условиях. О влиянии источников финансирования для развития дошкольного учреждения, для развития и совершенствования предметно развивающей среды. Как дополнительные образовательные услуги влияют на развитие детей, о значимости этих услуг для каждого ребёнка.
Какое на сегодня состояние современного дошкольного образования? Обычно оно характеризуется с позиции недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для функционирования образовательных организаций. Все остальные вопросы, связанные с содержанием и качеством образования, обновлением кадров, его доступностью и открытостью для всех слоев общества, как - будто бы, отходят на второй план.
Изменяется образование, изменяются требования к детям, поступающим в первый класс, появляются достаточно большое количество новых программ обучения и воспитания маленьких дошколят, изменяются и желания родителей. Детские сады совершенствуют формы и методы работы с детьми, стремятся, чтобы в дошкольной организации ребята чувствовали себя комфортно. И многим организациям удалось достичь в этом направлении успехов.
Заражать всех вокруг позитивной энергией и эмоциями могут прекрасные и счастливые люди, и они должны работать с детьми, в детском саду. Поэтому жизненно необходимо профессию педагога сделать более престижной.
Повышение качества образования и развитие личности во всех сферах деятельности требует совершенствования условий развития детей, необходима современная развивающая среда. А её можно создать лишь благодаря основным источникам финансирования.
На сегодня основным источником финансирования дошкольного учреждения являются республиканский бюджет, местный бюджет, бюджет дошкольного учреждения -то, что организация зарабатывает самостоятельно, или иначе-предпринимательская и иная, приносящая доход, деятельность, так называемый «внебюджет» (родительская плата, оказание платных дополнительных образовательных услуг, благотворительность физических и юридических лиц, доходы от научной деятельности (создание и передача интеллектуальной собственности, оказание услуг научного характера, выполнение научно-исследовательских работ, включая гранты), арендная плата.
Образовательная организация вправе привлекать дополнительные финансовые
средства за счет предоставления платных дополнительных услуг (ст. 41 Федерального закона «Об образовании»). И на сегодня это - самый распространенный способ пополнения внебюджетного счета.
Организация дополнительных образовательных услуг позволяет наиболее полно раскрыть потенциал ребёнка, частично обеспечить покрытие затрат на коммунальные расходы, создает дополнительные рабочие места по специальности «Педагог дошкольного образования», что,в свою очередь, удовлетворяет желания родителей как заказчиков услуг, повышает рейтинг дошкольной образовательной организации и, в конечном результате, помогает, конечно же, получить дополнительный доход для развития дошкольной образовательной организации, для совершенствования условий для развития детей.
На сегодня резкое возросли запросы общества к уровню и качеству образования. Поэтому исполнителям оказания дополнительных платных услуг важно действовать по правилам экономики и маркетинга:
1.            Изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг и определение потенциальных потребителей.
2.            Анализ платежеспособности родителей и возможности установки цены на уровне рентабельности.
3.Анализ внутренних возможностей учреждения по развертыванию тех или иных образовательных услуг, пользующихся спросом (квалифицированные кадры, материальная база, учебный материал, наличие свободных площадей, необходимые ресурсы в начальный период, прогноз и эффективность).
4.Сбор информации об имеющихся конкурентах среди образовательных учреждений.
5.Анализ цен на выбранные услуги и расчет себестоимости.
6.Организация рекламы на оказываемые дополнительные платные образовательные услуги.
7.Анализ спроса потребителей услуг.
Важно предусмотреть в предварительный период создание в дошкольной образовательной организации рабочей группы педагогов, наметить план реализации такого проекта, выделить стратегию развития направления, обозначить риски, которые необходимо предвидеть.
Статус дошкольной организации находится в прямой зависимости от мнения социума и родителей о качестве образования. В этой ситуации возрастает роль платных образовательных услуг, особое назначение которых - повышение качества образования, улучшение материально-методического обеспечения образовательного процесса, удовлетворение образовательного запроса воспитанников и родителей (заказчиков услуг).
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» «свободное
развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных государственных институтов».
Современный мир совершенствуется, внедряя всё новое и в дополнительное образование детей. Открытость образования включила черты семейного воспитания, сочетая в себе свободу выбора дополнительных занятий, тесные деловые контакты и общение детей и взрослых, где родители выступают активными субъектами воспитания что, несомненно, ведет к сотрудничеству.
Среди большого количества взрослых, окружающих ребенка, особое место начинает занимать педагог дополнительного образования. Именно он становится тем самым авторитетом, который оказывает огромное влияние на развитие разносторонней личности ребенка. Это, конечно же, связано с рядом особенностей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Использование им инновационных технологий в работе с детьми открывает педагогу новые возможности преподнесения материала. Благоприятные условия, которые существуют в настоящее время для детей, становятся причиной появления большого списочного состава детей, напряженного графика работы педагогов, что не позволяет в полной мере обеспечить каждого ребенка индивидуальным развитием. Поэтому дошкольная образовательная организация восполняют образовавшийся пробел реализацией дополнительных образовательных программ различного направления. Итогом общей деятельности являются:
Первое — ребенок, имеет возможность выбора педагога по интересам,
Второе — педагог дополнительного образования для ребенка становится авторитетом,
Третье —жизнедеятельность ребенка становится более комфортной, так как отношения педагога и ребенка более неформальные, открытые и искренние.
Педагогу дополнительного образования предоставлен большой спектр возможностей для организации образовательного процесса и оказания помощи ребенку в его обучении, воспитании и развитии путем организации социально- значимой деятельности.
Однако, деятельность педагога дополнительного образования будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут как родители, так и институты профессионального образования.
Тесное взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации осуществляется через ряд организации совместной деятельности детей и родителей:
• реализацию программы различной направленности;
• организацию культурно-экскурсионные программы;
• проведение школы социально-правовых и медико-педагогических знаний для родителей; семейных клубов и мастер-классов
• осуществление мероприятий с многодетными семьями;
• создание благотворительных праздников и концертов, акций для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды; дети -опекуны.
Взаимоотношения с родителями происходит по схеме:
1. Сбор информации (изучение потребностей родителей в дополнительном образовании в целом, а также в услугах конкретного учреждения, а затем — на основе анализа полученных данных — формирование соответствующего пакета предложений);
2.Анкетирование и беседы с родителями в процессе посещения детьми учреждения;
3.Взаимодействие с родителями с целью вызвать конструктивные изменения в их отношениях с детьми;
4. Участие в промежуточных, итоговых открытых мероприятиях.
Каждый из этих четырех аспектов предусматривает работу над содержанием программного педагогического пакета, социологическую работу, психологическое обеспечение.
Именно поэтому важным направлением деятельности образовательного учреждения стала разработка эффективных моделей привлечения внебюджетных средств дополнительно к муниципальному финансированию. С целью предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности дошкольным учреждением разработан бизнес-план «Эффективность и качество дополнительного образования - современный потенциал развития и софинансирования дошкольной образовательной организации». Он направлен на:
1.Удовлетворение социальных потребностей в образовании детей-развития основных психических процессов (внимание, мышление, память, воображение), используя, прежде всего, новые информационные технологии.
2.Получение дохода, используемого для благосостояния и развития материально-технической и методической базы.
3.Развитие кадрового потенциала, составление базы резервного ресурсного источника педагогов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• Обучение специалистов в области новых информационных технологий в образовании;
• Организация работы кабинета дополнительных услуг.
• Оснащение материально-технической, дидактической и игровой базы.
• Проведение рекламной кампании ( на официальном сайте, в социальных сетях).
Бизнес-план представляет предполагаемым инвесторам, а также учредителям, с целью привлечения дополнительного финансирования, для дополнительного оснащения кабинетов дополнительных услуг (для детей в возрасте от 4-7 лет, посещающих дополнительные образовательные услуги (206 детей) и детям льготной категории (10 чел.) пользоваться услугами новых инновационных средств, что значительно повысит авторитет инвесторов и позволит предоставить родителям уникальный доступный пакет услуг в сфере дополнительного образования для их детей.
За период с 2014 года перспективное направление «организация дополнительных образовательных услуг» заявило о себе, как потенциальный ресурс для развития дошкольного учреждения, в целом, рост качества предоставления услуг возрос почти вдвое, что является хорошим показателем. При таком развитии большое значение имеет расширение спектра дополнительных услуг, оснащение образовательного процесса, т.е. внедрение информационных, коммуникационных, современных технологий. В противном случае, правила менеджмента не работают.
Для решения данной задачи необходим грамотный персонал, обладающий знаниями в данной области. Таким образом, возникает потребность в квалифицированных трудовых ресурсах. Данную потребность можно удовлетворить либо привлечением сторонних специалистов (на сегодня, это 2 педагога дополнительного образования, внешние совместители), либо обучением собственных кадров уже на стадии вливания в настоящий процесс, что является более дешевой альтернативой, что мы и сделали уже в 2018 году, обучение прошли 9человек., источник-внебюджет (предпринимательская и иная, приносящая доход, деятельность). Кроме того, следует руководствоваться правилами эффективного менеджмента: педагог, организующий такие услуги, должен иметь безупречный послужной список, авторитет родителей и персонала, а также высокую степень организации детского коллектива. Выбор 10-и педагогов среди других, общим числом 23 человека, неслучаен, именно эта команда позволила выйти дошкольному учреждению на ступени лидеров в 2017 и 2018 году.
Таким образом, необходимость данного проекта очевидна, к тому же оснащение образовательного процесса, а именно кабинета дополнительного образования, позволит создать более благоприятный общий социальный фон в Московском районе города Чебоксары.
Дошкольное учреждение представляет собой учреждение образования, учредителем и собственником которого является муниципалитет. Поэтому, необходимо поднять на более высокую ступень его авторитет и влияние на развитие дошкольных образовательных организаций, которые восприимчивы к инновациям, но не имеют таких больших финансовых возможностей и условий, как современные детские сады «новостройки».
Инновационная модель организации платных дополнительных образовательных услуг для обеспечения вариативности образования, повысит конкурентоспособность и имидж организации, в большей степени решит удовлетворенность населения качеством дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых в учреждении; обеспечит открытость системы и достоверность информирования о платных дополнительных образовательных услугах; повысит качество методического сопровождения педагогов, работающих в системе вариативного дошкольного образования, позволит развивать маркетинговую службу и получить дополнительные финансовые средства для развития и оснащения дошкольного учреждения.
Литература:
1.            «Реформирование и модернизация системы финансирования дошкольных образовательных учреждений»// Образование.-2008.-№4.
2.            «Социальные услуги – услуги, которые не являются образовательными: питание, обслуживание детей, пребывание детей в дошкольном учреждении, уход, присмотр»//Образование.-2009.-№7.
3.            Табунидзе Л. «Бизнес-план частного детского сада»// Образование.-2011.-№2
2019