Библиографическое описание:
Еремеева М.В., Закирова Н.А., Пряхина Е.Н. Роль классических игр-головоломок в развитии математических способностей в дошкольном возрасте // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Игры-головоломки – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Исследователи установили, что игры-головоломки являются прекрасным средством умственного и логического развития детей дошкольного возраста, что способствует развитию математических способностей.
Развитие математических способностей детей в дошкольном возрасте немыслимо без таких игр. Ведь игра – естественный способ развития ребенка в этом возрасте. Только в играх дети раскрывают свои способности, осваивают новые навыки и знания, развивают ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учатся размышлять, анализировать, преодолевать трудности, и в добавок получают неоценимый опыт общения. При помощи игр без принуждения достигается высокий уровень активности детей. Для многих детей в дошкольном возрасте освоение элементарной математики является очень сложным процессом.
Самой важной задачей воспитателя и родителей в период дошкольного детства – сформировать интерес к математике. Использование при этом игровой и занимательной формы поможет развить у детей математические способности и легче усваивать школьную программу. Дети, разгадывая игры-головоломки, понимают, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти которую и разгадать их без определенных математических способностей невозможно. Обучение решению игр-головоломок способствует пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, самостоятельности воспитанников, логического мышления, усидчивости, умение мыслить критически, более серьёзного подхода к деятельности. Дети, на основе имеющихся у них знаний, умений, усвоенных принципов логики, проявляют сообразительность, самостоятельность, что помогает им найти правильный ответ.
Игры-головоломки вызывают у дошкольников большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. При помощи игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта активизирует не только их мыслительную деятельность, но и развивает у него качества, необходимые для их развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.
Лишь малая доля из классических головоломок дошли до наших дней. Но все же наиболее удачные и интересные прошли проверку временем и у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества.
Игры-головоломки трудно классифицировать, но все-же в зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, их можно условно разделить на несколько основных групп.
Головоломки, направленные на решение конструктивных задач:
- Игры на составление объемных фигур из кубиков: «Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др. - способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
- Игры–шнуровки, проволочные игры - составление с помощью веревочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью веревочного кольца, доски с колышками и карты-схемы.
Головоломки, направленные на решение геометрических задач:
- Игры с палочками (спичками, полосками) − задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
- Игры из серии «Мировые головоломки», которые имеют тысячелетнюю историю: «Танграм», греческие «Головоломка Пифагора» и «Архимедова игра», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра-головоломка», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», китайские игры. Суть этих игр не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а также проявить свое творчество.
Каждая из этих головоломок по-своему уникальна и позволяет выкладывать определенные классы фигур:
- Танграм: человек, животные, предметы;
- Волшебный круг: корабли, животные, игрушки, человек, предметы домашнего обихода;
- Головоломка Пифагора: разнообразные предметы;
- Монгольская игра: экзотические животные;
- Колумбово яйцо: птицы, человек, животные;
- Сфинкс: транспорт;
- Листик: животные;
- Вьетнамская игра: транспорт, животные, птицы;
- Архимедова игра: человек, животные;
- Пентамино: предметы домашнего обихода, транспорт, животные, человек;
- Гексамино: разнообразные предметы.
Игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал. Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.
Лабиринты (графические и механические), динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3-4 ходов. Способствуют развитию пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений.
Игры комбинаторного характера:
- Стратегические Шашки и шахматы;
- Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др.
В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры. Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.
Таким образом благодаря играм-головоломкам, дети дошкольного возраста получают возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание. В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. Игры-головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Библиографический список:
1. Солдатенко К.Ю. Теория и методика математического развития дошкольников: учебно-методическое пособие - Орехово-Зуево: ГГТУ 2022. – 62 с.
2. Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2018. – 384 с.
Еремеева М.В., Закирова Н.А., Пряхина Е.Н. Роль классических игр-головоломок в развитии математических способностей в дошкольном возрасте // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Игры-головоломки – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Исследователи установили, что игры-головоломки являются прекрасным средством умственного и логического развития детей дошкольного возраста, что способствует развитию математических способностей.
Развитие математических способностей детей в дошкольном возрасте немыслимо без таких игр. Ведь игра – естественный способ развития ребенка в этом возрасте. Только в играх дети раскрывают свои способности, осваивают новые навыки и знания, развивают ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учатся размышлять, анализировать, преодолевать трудности, и в добавок получают неоценимый опыт общения. При помощи игр без принуждения достигается высокий уровень активности детей. Для многих детей в дошкольном возрасте освоение элементарной математики является очень сложным процессом.
Самой важной задачей воспитателя и родителей в период дошкольного детства – сформировать интерес к математике. Использование при этом игровой и занимательной формы поможет развить у детей математические способности и легче усваивать школьную программу. Дети, разгадывая игры-головоломки, понимают, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти которую и разгадать их без определенных математических способностей невозможно. Обучение решению игр-головоломок способствует пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, самостоятельности воспитанников, логического мышления, усидчивости, умение мыслить критически, более серьёзного подхода к деятельности. Дети, на основе имеющихся у них знаний, умений, усвоенных принципов логики, проявляют сообразительность, самостоятельность, что помогает им найти правильный ответ.
Игры-головоломки вызывают у дошкольников большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. При помощи игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта активизирует не только их мыслительную деятельность, но и развивает у него качества, необходимые для их развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.
Лишь малая доля из классических головоломок дошли до наших дней. Но все же наиболее удачные и интересные прошли проверку временем и у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества.
Игры-головоломки трудно классифицировать, но все-же в зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, их можно условно разделить на несколько основных групп.
Головоломки, направленные на решение конструктивных задач:
- Игры на составление объемных фигур из кубиков: «Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др. - способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
- Игры–шнуровки, проволочные игры - составление с помощью веревочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью веревочного кольца, доски с колышками и карты-схемы.
Головоломки, направленные на решение геометрических задач:
- Игры с палочками (спичками, полосками) − задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
- Игры из серии «Мировые головоломки», которые имеют тысячелетнюю историю: «Танграм», греческие «Головоломка Пифагора» и «Архимедова игра», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра-головоломка», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», китайские игры. Суть этих игр не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а также проявить свое творчество.
Каждая из этих головоломок по-своему уникальна и позволяет выкладывать определенные классы фигур:
- Танграм: человек, животные, предметы;
- Волшебный круг: корабли, животные, игрушки, человек, предметы домашнего обихода;
- Головоломка Пифагора: разнообразные предметы;
- Монгольская игра: экзотические животные;
- Колумбово яйцо: птицы, человек, животные;
- Сфинкс: транспорт;
- Листик: животные;
- Вьетнамская игра: транспорт, животные, птицы;
- Архимедова игра: человек, животные;
- Пентамино: предметы домашнего обихода, транспорт, животные, человек;
- Гексамино: разнообразные предметы.
Игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал. Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.
Лабиринты (графические и механические), динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3-4 ходов. Способствуют развитию пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений.
Игры комбинаторного характера:
- Стратегические Шашки и шахматы;
- Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др.
В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры. Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.
Таким образом благодаря играм-головоломкам, дети дошкольного возраста получают возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание. В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. Игры-головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Библиографический список:
1. Солдатенко К.Ю. Теория и методика математического развития дошкольников: учебно-методическое пособие - Орехово-Зуево: ГГТУ 2022. – 62 с.
2. Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2018. – 384 с.