Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Ильина И. Б. Этнопедагогические традиции чувашского народа в воспитании здорового поколения

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

Этнографические материалы и произведения устного народного творчества свидетельствуют о том что, у чувашского народа была продуманная организация физического воспитания подрастающего поколения. Оно было направлено на решение трех основных задач: продление жизни, сохранения здоровья и трудоспособности, выработку моральных и волевых качеств. Физическое воспитание при этом складывалось из таких составляющих как физический труд, закаливание, физические упражнения и подвижные игры, активный досуг.
Ознакомление ребенка с традициями физического воспитания детей в чувашских семьях предполагает включение в педагогический процесс дошкольного учреждения народных подвижных игр, элементов национальных видов спорта, календарно-обрядовых праздников спортивной направленности, широкое использование произведений устного народного творчества здоровье формирующей тематики. В нашем детском саду организуются различные подвижные игры. В процессе организации подвижных игр воспитатель рассказывает их многообразие (игры на развитие выносливости, силы, быстроты, ловкости и пр.) и национальный колорит (единая цель, одно плавность действий, ограниченное соединение песен, слов и движений). При распределений игровых ролей мы используем народные считалки, жеребьёвки, скороговорки, применяем принятые в детской среде чувашского народа формы поощрения (предоставления победителю права начинать и вести следующую игру, выбирать партнера и пр.) и «наказания» (исполнение проигравшим песни, танца, выполнения ритмопластических движений в кругу участников). В подвижные игры с песенным сопровождением активно включаются знакомые детям чувашские танцевальные движения (различные виды хороводного шага, элементы плясок). Формирования представления о традиционных видах спорта чувашского народа (стрельба из лука, борьбе, гиревом спорте) осуществляется в свободной и организованной двигательной деятельности детей. Педагог рассказывает об акробатических упражнениях (хускални, макальчак), широко распространённых в старину среди чувашских детей. При обучении физическим упражнениям важным является раскрытие народной техники их выполнения. Такая работа организуется в рамках физкультурно-познавательных занятий или в совместной деятельности педагога и детей на прогулке. В двигательную деятельность ребенка в детском саду введены разнообразные формы организации туристско-краеведческой деятельности: туристические прогулки к памятникам истории, достопримечательностям родного города. Из народных средств физического воспитания И.Я. Яковлев высоко оценил спортивные элементы языческого жертвоприношения учук и дорожил национальным праздником акатуй (праздник сохи), видя в последнем заботу чувашского народа о единстве физического и эстетического воспитания. Из года в год в детском саду проводятся чувашские календарные праздники. Например: масленица (саварни), акатуй (праздник сохи). Они содержат в себя ярко выраженную спортивно-обрядовую часть. В праздниках участвуют не только воспитанники, но и их родители.
 Для того, чтобы сформировать представления детей о культуре питания чувашского народа педагоги рассказывают о традиционной чувашской кухне, технологии приготовления повседневной (яшка, уйран, турах) и праздничной (какай шурпи, шартан, хуплу) пищи, церемонии его употребления, а затем дети вместе с воспитателем используя соленое тесто лепят национальные блюда (татна салма, касна салма), используя приемы скатывания, раскатывания, ощипывания, вдавливания.
Расширяются представления детей о народном опыте лечения различных заболеваний через рассказы воспитания: о наиболее распространённых заболеваниях, недугах (простуда, солнечный удар, угар и т.д.) и профилактики (личная гигиена, гигиена жилища, интенсивные методы закаливания, употребление дрожжевых напитков и др.).Мы знакомим детей с пословицами и поговорками чувашского народа о здоровье: здоровье-всему голова; дороже здоровья ничего нет; здоровому врач не надобен.
Двигательная среда наполняется атрибутами, которым в старину чувашские дети пользовались во время игр и забав. В совместной деятельности ребята привлекаются к изготовлению простейших развивающих игрушек (войлочные мячи, лук, стрелы и пр.), и им представляется возможность в самостоятельной двигательной деятельности применять спортивное снаряжение в соответствии с их назначением.
Представления о современной спортивной жизни родного края: об истории физкультурного движения, современных спортивных клубах и общества Чувашии; о достижениях земляков в различных видах спорте, С. Корнилова в вольной борьбе, С. Кириллова в гиревом спорте, А. Улангина лёгкой атлетике и т.д.) формируется во время совместной с использованием компьютерных технлогий..
Таким образом, устойчивые традиции, одерживаемые взрослыми, ставят детей в условия, в которых физическое воспитание становится организованным и целенаправленным. Тем самым обеспечивается формирование крепкого, закаленного, жизнерадостного и трудоспособного поколения.
2021