Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf
За помощью к логопеду часто обращаются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3 лет обучения в школе. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием "дисграфия" (стойкое специфическое расстройство письма) и "дислексия" (расстройство чтения). Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу. Что же делать, если процесс обучения письму затруднен? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво и грамотно? Эти и другие вопросы встают перед родителями и педагогами еще до школы. Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство первоклассников неправильно держат руку, не умеют правильно расположить тетрадь. У многих детей, поступающих в 1 класс, недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего они не представляют себе звукового состава слова. Это ведет к тому, что ученик не может слить буквы в слог, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученику. Читает, набирая слова по буквами, когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, которое написано в книге. Все встречающиеся в письме нарушения можно разделить на три основные группы: 1. Нарушения письма, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Эти нарушения в большей степени отражаются в почерке и определяют внешнюю картину письма, качество почерка; 2. Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, с нарушением фонетико-фонематического восприятия. Эти нарушения отражаются в заменах, пропусках, перестановках, слияниях слов, а почерк может быть очень хорошим; 3. Комплексные нарушения - сочетания нарушений первого и второго вида. Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе и анализируя причины, их вызывающие, можно выделить "группы риска", т.е. группы детей, у которых наиболее вероятно возникновение трудностей. Первая группа детей - более 30% - это ученики, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания до года. Вторая группа - это дети ослабленные, часто болеющие. Хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывает столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы. Третья группа - это дети с различными неврологическими нарушениями. У многих из них были черепно-мозговые травмы. Эти травмы редко проходят без последствий. Четвертая группа - дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем это видно еще до школы. Например, ребенок с задержкой в развитии моторных функций, по словам родителей, "не любит" рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, играя в конструктор, не умеет завязывать шнурки. но такая "нелюбовь" не настораживает родителей и они не принимают никаких мер, чтобы до школы исправить положение. По данным английских исследователей Д. Элстон и Д.Тейлор, развитие графических умений детей разного возраста можно оценить по результатам копирования геометрических фигур. В 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии, линии определенной конфигурации; в 2,5 года - копирование горизонтальной линии; в 3 года ребенок может скопировать круг, а в 4 - пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотнесение штрихов. В 5 лет ребенку вполне по силам хорошо скопировать квадрат, а в 5,5 - треугольник. Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения его готовности к обучению в школе. Именно поэтому при подготовке к школе, к письму, в детском саду рисование может быть превосходной тренировкой графических умений. С одной стороны, рисование совершенствует координацию движений, развивает контроль мелких движений руки (кисти, пальцев), а с другой стороны, при рисовании (как и при сформированном письме) дети не задумываются, как они это делают. Однако не все типы рисования являются непосредственной подготовкой к письму. Большое значение имеет то, чем рисует ребенок, и как он это делает. Также очень важно, чтобы родители и воспитатели обратили внимание на тех детей, у которых есть задержка речевого развития. Исходя из этого, с ребенком нужно работать по следующим направлениям: 1. Развитие фонематического слуха (анализ и синтез). В числе ошибок в письме дисграфиков большое место занимают ошибки на пропуск букв. Работу по преодолению этого нарушения можно начинать с легких упражнений еще в детском саду. Например: а) Выделение звука в слове (начало, середина, конец); б) Выделение гласных звуков (а, о, у, ы, и); в) Выделение и дифференциация согласных; г) Выделение любого звука из слога и слова; д) Придумывание слов с требуемым звуком. Для анализа предложений по словам дается легкий материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предложений в два слова и заканчивая предложениями в четыре слова. Методика работы с предложением сводится к следующему: а) Составление предложения по картинке; б) Сосчитать, сколько слов в предложении; в) Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении; г) Закончить начатое предложение по данному образцу; д) Придумать самостоятельно предложения в 2, 3, 4 слова. 2. Выработка четкой артикуляции. В норме - правильное произношение должно быть сформировано за 1-1,5 года до начала обучения в школе. 3. Выработка четкой дифференциации оппозиционных звуков. 4. Развитие грамматического строя речи. Дети с поздним развитием речи плохо овладевают грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять род и число. Вся работа должна строиться с учетом индивидуальных особенностей детей.