НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Миронцева О.Ю., Иванюк Р.И. Сюжетно-ролевая игра как эффективное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Игра – одна из форм общения детей дошкольного возраста, в процессе которой они активно переосмысливают накопленный нравственный опыт. В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. Ведущая ее роль заключается в многогранном нравственном и воспитательном воздействии на ребенка. Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, взаимопомощь, сопереживание.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Дочки-матери», «Детский сад» воспитывают у детей нравственные качества, готовят их к жизни в обществе. «Строители», «Спасатели», «Моряки», «Перекрёсток», «Дом моделей» способствуют подготовке к обучению в школе и к дальнейшей трудовой деятельности. Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер капитан и т. д. Взаимодействия с партнерами мобилизует весь нравственный опыт ребенка. Игра в «семью» любимая детьми всех возрастов. Чем старше дети, тем более содержательной и привлекательной она становится. Дети более охотно участвуют в этой игре, если каждый из партнёров уважает мнение друга, прислушивается к его советам [1].

Чтобы играть вместе, каждому приходится добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о своих действиях. Иначе игра не состоится. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.

Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих предметов; подражать взрослым в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положении того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения в отношении между близкими людьми, приобретает первые трудовые навыки [2]. В игровой роли он подражает не только действиям, но отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

Станет ли игра эффективным средством нравственного воспитания – во многом зависит не только от педагогов, но и от родителей: от того, какие игры поощряются папой или мамой; как в семье проводятся праздники и развлечения. Нравственные качества, которыми обладают родители, создают определенную психологическую атмосферу в семье.

Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими качествами отличается дружный семейный коллектив. Семейные отношения значительно влияют на развитие сюжетно-ролевой игры ребенка. Дошкольник стремится быть признанным членом семейного коллектива, быть похожим на отца или мать [3]. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивым, решительным, смелым человеком с твердым характером. Велика в семье роль матери. От нее зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери больше всего влияют на формирование общения ребенка в сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

Совместные игры взрослого и ребёнка не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника. Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор атрибутов [3]. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Немаловажное значение имеют предметы-заместители. Иногда простая коробка бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по- всякому: возить строительный материал (например, кубики); превратить в кровать для большого мишки или коляску для прогулки; использовать как чемодан для кукольной одежды.

В игровом хозяйстве группы имеются разные игрушки как без деления их на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек, так и с учётом гендерной принадлежности. Сюжетно – образные игрушки, изображающие людей, животных, предметы труда и быта. Строительные наборы: деревянные объемные геометрические формы. Двигательные игрушки: различные каталки, коляски, спортивные игрушки. Дидактические игрушки (разнообразные башенки, пирамидки).

Важны настольно – печатные игры, различные мозаики, игрушки-забавы. Чем разнообразнее виды игрушек у дошкольников, тем разнообразнее их сюжетно-ролевые игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилия [3]. Когда в группе много одинаковых игрушек (кукол, отличающихся лишь размерами, машин разных марок), ограничивается игровой опыт, интересы, а, следовательно, и развитие. Игровое пространство группы тоже не должно быть ограниченным. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.

Исходя из вышеизложенного, следует, что педагогам надо всегда помнить: сюжетно-ролевая игра, это именно тот вид детской деятельности, который обогащает, расширяет кругозор детей, эмоционально удовлетворяет и целенаправленно осуществляет социально нравственное развитие дошкольника.

Библиографический список1.Аникеев Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеев. – М.: Просвещение, 2008. – 65 с.

2. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей [Текст] / Е.В. Зворыкина. – М.: Просвещение, 2007. – 98 с.

3. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджрицкая. – М.: Просвещение, 2006. – 108 с.
2022