Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Красильникова Е.В., Тараниченко Е.В. Формирование лексических навыков на уроках английского языка в средних классах

Библиографическое описание:
Красильникова Е.В., Тараниченко Е.В. Формирование лексических навыков на уроках английского языка в средних классах // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

В данной работе рассматривается лексическая сторона языка, а точнее – методические приемы презентации лексики и ее активизации в речи, используемые при обучении английскому языку в школе.

В течение среднего этапа обучения учащиеся совершенствуют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период. Для данного этапа обучения характерны совершенствование умений учащихся пользоваться различными приемами обогащения их словарного запаса, расширение их потенциального словаря и лингвистических знаний. На первый план выступает самостоятель ное использование иностранного языка как средства получения учащимися новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность в различ ных областях знания, вводила в новые сферы их применения. В этой связи ведущим видом речевой деятельности становится чте ние, а ведущим видом работы — извлечение информации из текста и ее обработки.

Одним из эффективных приемом отработки лексического материала в речи в средних классах – это мыслительные карты «Mind map» или кластеры, как их еще называют.

Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.

Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего лексического запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Мыслительные карты помогают развивать творческое и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Важно, что ученик сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления.

Мыслительные карты можно использовать для работы с грамматическим, текстовым материалом, для обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор и т.д. Но наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом:

· введение новой лексики;

· закрепление новой лексики;

· контроль лексики.

При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:

· составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке;

· составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре;

· составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.

Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

При создании кроссвордов в этой программе можно вводить желаемые слова и дефиниции к ним, в результате чего получается готовый продукт. Здесь же есть возможность создавать криптограммы, расшифровка которых может также стать увлекательнейшим занятием.

В 6 классах, изучая тему «Животные в нашей жизни», учащимся можно предложить игру «А birthday party». Учитель выбирает водящего и говорит: «Alina has a birthday today. Children let us have a birthday party. Get your presents ready». Учащиеся по очереди дарят какое-то животное со словами: «Good afternoon! I wish you many happy returns of the day. Here is my present for you. Take a whale (monkey and...)!». После того как все ребята поздравили Алину, она говорит: «I like all my presents. I like the whale (monkey and...)! Thank you very much! ».

Эту же игру можно предложить в другом варианте. «Алина собирается открыть зоопарк. Что бы вы предложили ей купить для зоопарка?». Учащиеся по очереди говорят: «Alina you should buy a... because...». Алина заслушивает предложения и в конце говорит: «Of course I’ll buy... ».

Также можно предложить игру «Are you…». Ведущий изображает какое-либо животное. Он совершает различные действия, характерные для этого животного. Другие ученики стараются угадать, какое животное он изображает. Угадавший становится ведущим.

Таким образом, учитывая критичность и абстрактность мышления подростков, большую требовательность к сообщаемой информации можно сделать вывод, что эффективными формами работы в средних классах являются ролевые игры, проблемные методы обучения и применение компьютерных технологий (обучающих программ и т.д.).

Библиографический список

1. Богданова И.И. Виды наглядных пособий (обзор писем) // Иностранные языки в школе, 1995. - №3. – С. 74.

2. Бутко Г.В. Наглядные пособия на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 1988. - №2. – С. 51-52.

3. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам Лингводидактика и методика. - Академия, 2006. – 205 с.

4. Гальскова Н.Д. Современна методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000. – С. 16.

Электронные ресурсы

1. http://www.puzzlechoice.com

2. http://edhelper.com/crossword_free.htm

3. http://edhelper.com/crossword_free.htm
2023