НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Сергеева Т.Б. Методические аспекты реализации экологического воспитания учащихся в процессе изучения биологии

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


В национальной стратегии экологического образования РФ указано на необходимость экологизации учебных дисциплин (биологии, физики, химии, географии, ОБЖ и др.) – активное внедрение в практику их преподавания элементов экологического подхода. В связи с этим актуальной для рассмотрения является проблема реализации экологического воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе изучения биологии. Изучение данной проблемы требует рассмотрения сущности, содержания такие понятий как: воспитание, экологическое образование и воспитание.
В научно-педагогической литературе процесс воспитания определяется как сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).
Экологическое образование и воспитание представляет собой формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах деятельности и, самое главное, в повседневной жизни, формирование экологической культуры.
При этом под экологической культурой понимают утверждение в сознании, поведении и деятельности человека принципов ответственного отношения к природе, формирование готовности решать те или иные социально-экономические задачи с позиций глубокого знания природных процессов, прогнозирования последствий воздействия общества и человека на окружающую среду.
В то же время экологическая культура – это специфический способ деятельности личности, направленный на гармонизацию ее отношений с окружающей средой.
В научно-педагогической литературе под экологической деятельностью понимают особый вид человеческой деятельности, которая характеризуется осознанностью и обоснованностью предпринимаемых действий, ориентируемых на экологические идеалы и мотивированных экологическими потребностями (во благо природы и человека). При осуществлении экологической деятельности человек ориентируется не только на удовлетворение своих материальных потребностей, но и учитывает влияние своей деятельности на социоприродную среду, отдает себе отчет о последствиях, к которым приводят его действия. Деятельность является проекцией мировоззрения и культуры индивида, реализованной на практике. Экологическая деятельность включает в себя все виды и формы деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией производства и всей социальной деятельности. Экологическая деятельность и экологически оправданное поведение являются конкретным выражением экологической культуры личности.
Проблема реализации экологического воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе изучения биологии направлена на формирование готовности учащихся к осуществлению экологической деятельности.
В настоящее время проблема формирования готовности учащихся к осуществлению экологической деятельности в рамках школьного экологического образования становится одним из основных направлений современной педагогики. Функции экологического воспитания возложены на предметы естественнонаучного цикла, некоторые из них имеют достаточно хорошо разработанное содержание, но все проблемными остаются вопросы их учебно-методического сопровождения.
Рассмотрим некоторые методические приемы реализации экологического воспитания учащихся в процессе изучения биологии.
Использование видеофильмов. Хорошо сделанный видеосюжет, учитывающий возрастные особенности учащихся, производит достаточно сильное впечатление, а его обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы. Для учащихся среднего звена подходят непродолжительные, доступные для первичного восприятия, очень наглядные сюжеты. Для старшеклассников – сюжеты более серьезные, научные, которые сегодня без труда можно подобрать в любой видеотеке.
Подготовка учащимися сообщений и рефератов. Необходимо предлагать для работ интересные темы и рекомендовать дополнительную литературу. Важно отработать с учащимися подачу материала: кратко, динамично, с использованием наглядности в виде рисунков, таблиц, диаграмм. Увеличивает эффективность восприятия преподаваемого материала введение элементов беседы, постановки проблемных вопросов по материалу, отраженному в реферате, так как практически о любой экологической проблеме у учащихся есть какое-то представление, сложившееся под влиянием СМИ, других уроков.
Включение в урок «эко-минуток». Уделяя системно 10-15 минут на уроке темам экологии, обучающиеся постепенно знакомятся с глобальными проблемами экологии. Причем «эко-минутки» в игровой форме значительно лучше воспринимаются ребятами среднего звена, а старшее звено лучше стравляется при введении их в проблемную ситуацию.
Ведение «Памяток экопривычек». Введение обязательного отчета о экопривычках вместе с проверкой домашнего задания значительно повышает интерес школьников среднего звена к личному вкладу каждого в общие проблемы нашей планеты, а также исключает подхода к заданию по принципу «сделал и законсервировал знания».
Проведение экоакций. Сбор батареек и макулатуры с вовлечением соревновательного компонента становится крайне увлекательным занятием классов как среднего так и старшего звена. При этом каждый класс готовит для акции плакат с обоснованием важности сбора вторсырья, такой подход увеличивает глубину осознанности своих действий.
Изготовление и использование экоурн. Такие творческие задания расширяют представления школьников о раздельном сборе мусора, о переработке отходов, о принципах циклической экономики. Изготовленные урны (с использованием вторсырья) устанавливаются в классных кабинетах, что приучает к сортировке мусора и всех остальных сотрудников учебного учреждения.
Экоквест вместо обычного субботника. Разработанные маршруты с увлекательными задачами превращает обычный субботник в истинное соревнование. Количество собранного мусора увеличивается при введении этой методики практически в три раза, что говорит о высокой эффективности данной методики.
Все вышеуказанные приемы можно использовать в процессе изучения биологии. Необходимо отметить, что экологическое воспитание обладает такими особенностями, как актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Таким образом, содержание экологического воспитания имеет сложный состав, усвоение которого обучающимися требует тесной взаимосвязи, как классной, так и внеклассной работы. При этом, внеклассная работа должна быть развитием, углублением того материала, который используется на уроках.

Библиографический список:

1. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология /С.Д.Дерябко, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2011. – 478с.
2. Игнатова, В.А. Экологическая культура [Текст]: учеб. пособие /В.А. Игнатова; Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. – 212 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2201. – 272 с.
Сергеева Татьяна Борисовна, 89053519522, todogood@bk.ru
2017