Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf
Цель: Активизировать работу по пропаганде гражданского (патриотического) воспитания через детское творчество.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Образовательные:1. Формировать представления детей о письмах – треугольниках военных лет и их значение.
2. Закрепить навыки речевого, музыкального и продуктивного творчества детей на патриотическом материале.
3. Расширять представления детей о жизни солдат во время Великой Отечественной Воины.
4. Продолжать учить детей создавать поделки в технике «оригами», дополнять образы выразительными деталями.
Развивающие:
1. Развивать умение у детей составлять рассказы из личного опыта.
2. Развивать умение применять в создании композиции навыки работы с бумагой, ножницами, клейстером.
3. Развивать эстетическое восприятие, воображение, логическое мышление, познавательную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей).
2. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
3. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны, желание доставить радость своим поздравлением.
Предварительная работа:
Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин беседы о Великой Отечественной Войне, посещение музея.Материалы:
Презентация «Фронтовое треугольное письмо, диск с песнями военной поры, аудио запись стихотворения К.М.Смирнова «Жди меня и я вернусь», лабиринт «Доставь письмо», карточки с буквами для слов солдат, письмо, маркеры, георгиевские ленты, бумажные салфетки, ножницы, листы бумаги на каждого ребенка, клейстер, кисточки.
Ход занятия:
Звучит стихотворение К.М.Симонова «Жди меня и я вернусь».
Воспитатель: Вы послушали стихотворение Константина Симонова «Жди меня и я вернусь». Такие строки мог написать солдат с фронта. Кому писали такие письма? (маме, жене, любимой девушке). Благодаря тому, что они его ждали, надеялись на скорое возращение, солдату становилось легче на душе от писем, которые приходили из родного дома.Воспитатель: Сейчас, мы живем под мирным небом. Но память о солдатах - героях вечна. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта. Обратите внимание на стенд. Чем фронтовое письмо отличается от писем, которые получаю сейчас? (ответы детей: оно треугольное, без конверта, на нем нет марки).
Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Во время войны почта была единственным способом, связывающим фронт с родными и близкими. Солдатский треугольник с нетерпением ждали в каждой семье. Солдаты бережно хранили письма из дома, именно они помогали им отважно сражаться и жить. Письма с фронта подвергались тщательному обследованию. Проверяли, чтобы в письмах не содержалось никаких секретных военных сведений, которые случайно могли попасть в руки врагу. После просмотра на письмо ставили специальную печать и отправляли адресату. Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Писали они на листочках бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник.
Воспитатель: Давайте наденем пилотки и станем с вами солдатами. Послушайте, о чем писали солдаты с фронта.
Дети читают стихотворения.
1 ребенок:«Ты жди меня с надеждой мама,
Мы победим и я вернусь,
Пусть даже если будет рана,
Быстрее дома подлечусь".
"В конце письма тебе желаю.
Ты мама береги себя!
Мне легче здесь, когда я знаю,
Что ты здорова у меня».
«Ну вот и всё, опять бомбёжка,
Писать заканчиваю я,
Ты подожди ещё немножко,
Целую мама - твой Илья»...
2 ребенок:
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
Физкульминутка:
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Бойцы писали, что вернутся домой и только с победой. Послушайте о чем писали солдаты своим близким. (зачитывают строки из семейных фронтовых писем).
1 ребенок: «Здравствуй, дорогая Маша! У меня всё хорошо мы бьем врага. Закончится война, и я обязательно вернусь домой. Береги себя и детей. Твой Павел».
2 ребенок: «Здравствуй, дорогой муж, Сима! Как проходит ваша опасная военная жизнь на Ленинградском фронте? Я с женщинами работаю швей в швейной мастерской. Шьем и отправляем на фронт для вас – солдат рукавицы, фуфайки, гимнастерки. Занимаемся сельским хозяйством - выращиваем овощи. Наш лозунг: «Все для фронта»
Здравствуй, дорогая жена, Анна! Как проходит ваша тяжелая сельская жизнь? Здоровы ли наши детки? У нас идут тяжелые бои. Много погибло моих боевых товарищей, освобождая русскую землю от немцев. Наш лозунг: «Все для Победы».
Воспитатель: Кто передавал письма с фронта и на фронт? (Почтальон)
Воспитатель: Представьте, что вы военные почтальоны и вам нужно доставить письмо.
Игра «Доставь письмо»
На пару ребят дается лист бумаги с лабиринтом, задача детей выбрать безопасный путь доставки письма. Если вы выбрали безопасный путь, не подорвались на мине, тогда поднимите красную звезду, а если ошиблись и вас ранили, тогда зеленый кружок.Воспитатель: Как приходилось не легко в военные годы почтальонам доставлять письма, мы убедились с вами сами.
Воспитатель: Письма поддерживали боевой дух солдат. Что ещё помогало солдату в тяжёлое время? (ответы детей: разговоры, песни, танцы, игра на гармошке.)
Воспитатель: Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша» Дети исполняют один куплет.
Воспитатель: Ребята, о чём мечтали солдаты? (Ответы детей: мечтали, о письме, о победе, чтобы был мир, и наступил День Победы).
Игра «Собери слово»
Дети делятся на две команды и собирают из отдельных букв слова «Солдат» и «Письмо».Воспитатель: 9 мая великий день Победы, мы будем поздравлять ветеранов, тружеников тыла. Из ваших поздравительных рисунков оформим письмо в виде фронтового треугольника и красочно украсим, а потом подарим их ветеранам воины и труженикам тыла. Дети делают конверты треугольники, украшают георгиевской ленточкой и гвоздикой сделанной самими из бумаги способом оригами.
(музыкальное сопровождение)
Я думаю, что ветеранам приятно будет получить ваше поздравление в виде солдатских треугольников.Воспитатель: Что нового вы узнали? Что понравилось вам на занятии? (ответы детей).
Библиографический список
1. Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 352с.2. Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
3. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
4. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
5. Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.