НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дятлова Н.Н. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Фронтовые письма»

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Цель: Активизировать работу по пропаганде гражданского (патриотического) воспитания через детское творчество.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Образовательные:
1.       Формировать представления детей о письмах – треугольниках военных лет и их значение.
2.       Закрепить навыки речевого, музыкального и продуктивного творчества детей на патриотическом материале.
3.       Расширять представления детей о жизни солдат во время Великой Отечественной Воины.
4.       Продолжать учить детей создавать поделки в технике «оригами», дополнять образы выразительными деталями.
Развивающие:
1.       Развивать умение у детей составлять рассказы из личного опыта.
2.       Развивать умение применять в создании композиции навыки работы с бумагой, ножницами, клейстером.
3.       Развивать эстетическое восприятие, воображение, логическое мышление, познавательную активность.
Воспитательные:
1.       Воспитывать навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей).
2.       Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
3.       Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны, желание доставить радость своим поздравлением.

Предварительная работа:

Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин беседы о Великой Отечественной Войне, посещение музея.
Материалы:
Презентация «Фронтовое треугольное письмо, диск с песнями военной поры, аудио запись стихотворения К.М.Смирнова «Жди меня и я вернусь», лабиринт «Доставь письмо», карточки с буквами для слов солдат, письмо, маркеры, георгиевские ленты, бумажные салфетки, ножницы, листы бумаги на каждого ребенка, клейстер, кисточки.

Ход занятия:

Звучит стихотворение К.М.Симонова «Жди меня и я вернусь».

Воспитатель: Вы послушали стихотворение Константина Симонова «Жди меня и я вернусь». Такие строки мог написать солдат с фронта. Кому писали такие письма? (маме, жене, любимой девушке). Благодаря тому, что они его ждали, надеялись на скорое возращение, солдату становилось легче на душе от писем, которые приходили из родного дома.
Воспитатель: Сейчас, мы живем под мирным небом. Но память о солдатах - героях вечна. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта. Обратите внимание на стенд. Чем фронтовое письмо отличается от писем, которые получаю сейчас? (ответы детей: оно треугольное, без конверта, на нем нет марки).
Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Во время войны почта была единственным способом, связывающим фронт с родными и близкими. Солдатский треугольник с нетерпением ждали в каждой семье. Солдаты бережно хранили письма из дома, именно они помогали им отважно сражаться и жить. Письма с фронта подвергались тщательному обследованию. Проверяли, чтобы в письмах не содержалось никаких секретных военных сведений, которые случайно могли попасть в руки врагу. После просмотра на письмо ставили специальную печать и отправляли адресату. Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Писали они на листочках бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник.
Воспитатель: Давайте наденем пилотки и станем с вами солдатами. Послушайте, о чем писали солдаты с фронта.

Дети читают стихотворения.

1 ребенок:
«Ты жди меня с надеждой мама,
Мы победим и я вернусь,
Пусть даже если будет рана,
Быстрее дома подлечусь".
"В конце письма тебе желаю.
Ты мама береги себя!
Мне легче здесь, когда я знаю,
Что ты здорова у меня».
«Ну вот и всё, опять бомбёжка,
Писать заканчиваю я,
Ты подожди ещё немножко,
Целую мама - твой Илья»...
2 ребенок:
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
Физкульминутка:
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Бойцы писали, что вернутся домой и только с победой. Послушайте о чем писали солдаты своим близким. (зачитывают строки из семейных фронтовых писем).
1 ребенок: «Здравствуй, дорогая Маша! У меня всё хорошо мы бьем врага. Закончится война, и я обязательно вернусь домой. Береги себя и детей. Твой Павел».
2 ребенок: «Здравствуй, дорогой муж, Сима! Как проходит ваша опасная военная жизнь на Ленинградском фронте? Я с женщинами работаю швей в швейной мастерской. Шьем и отправляем на фронт для вас – солдат рукавицы, фуфайки, гимнастерки. Занимаемся сельским хозяйством - выращиваем овощи. Наш лозунг: «Все для фронта»
Здравствуй, дорогая жена, Анна! Как проходит ваша тяжелая сельская жизнь? Здоровы ли наши детки? У нас идут тяжелые бои. Много погибло моих боевых товарищей, освобождая русскую землю от немцев. Наш лозунг: «Все для Победы».
Воспитатель: Кто передавал письма с фронта и на фронт? (Почтальон)
Воспитатель: Представьте, что вы военные почтальоны и вам нужно доставить письмо.

Игра «Доставь письмо»

На пару ребят дается лист бумаги с лабиринтом, задача детей выбрать безопасный путь доставки письма. Если вы выбрали безопасный путь, не подорвались на мине, тогда поднимите красную звезду, а если ошиблись и вас ранили, тогда зеленый кружок.
Воспитатель: Как приходилось не легко в военные годы почтальонам доставлять письма, мы убедились с вами сами.
Воспитатель: Письма поддерживали боевой дух солдат. Что ещё помогало солдату в тяжёлое время? (ответы детей: разговоры, песни, танцы, игра на гармошке.)
Воспитатель: Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша» Дети исполняют один куплет.
Воспитатель: Ребята, о чём мечтали солдаты? (Ответы детей: мечтали, о письме, о победе, чтобы был мир, и наступил День Победы).

Игра «Собери слово»

Дети делятся на две команды и собирают из отдельных букв слова «Солдат» и «Письмо».
Воспитатель: 9 мая великий день Победы, мы будем поздравлять ветеранов, тружеников тыла. Из ваших поздравительных рисунков оформим письмо в виде фронтового треугольника и красочно украсим, а потом подарим их ветеранам воины и труженикам тыла. Дети делают конверты треугольники, украшают георгиевской ленточкой и гвоздикой сделанной самими из бумаги способом оригами.

(музыкальное сопровождение)

Я думаю, что ветеранам приятно будет получить ваше поздравление в виде солдатских треугольников.
Воспитатель: Что нового вы узнали? Что понравилось вам на занятии? (ответы детей).

Библиографический список

1.         Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 352с.
2.         Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
3.         Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
4.         Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
5.         Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.
2019