Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Тимофеева Ю. В. Система социального партнерства «Образовательная организация: ПТФ КПК – Работодатель: АО ЮГК – Власть: Администрация Пластовского муниципального района»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.
Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:
- равноправие участников;
- взаимное уважение;
- заинтересованность в результатах;
- свобода обсуждения интересующих вопросов;
- добровольность принятия на себя обязательств;
- ответственность.
Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:
- подготовка будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда;
- заинтересованность в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых специальностей и требования к степени подготовленности специалистов.
В сложившихся экономических условиях одним из приоритетных направлений развития является развитие социального партнерства, т.к. учреждения профессионального образования наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования, поэтому Главой Пластовского муниципального района было принято решение об открытии Пластовского технологического филиала ГПОУ «Копейский горно – экономический колледж».
Первого сентября 2001 года при содействии главы Пластовского муниципального района Неклюдова А.В. и президента АО ЮГК Струкова К.И. был создан филиал, в котором обучающиеся могут освоить специальности, востребованные в горной промышленности. 22 ноября 2013 года состоялась конференция "Развитие профессионального образования в Пластовском муниципальном районе". Результатом конференции стало подписание Соглашений о сотрудничестве между администрацией Пластовского муниципального района, ОАО "Южуралзолото Группа Компаний", и ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова».

Рисунок 1 Глава администрации Пластовского района Неклюдов А.В. и директор Копейского политехнического колледжа Малиновский Е.С.при подписании Соглашения

После подписания соглашения о социальном партнерстве работа продвигалась по следующим направлениям:
- разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам горных специальностей, которых готовит филиал;
- проведение производственных практик в различных подразделениях АО ЮГК;
 

Рисунок 2 Производственная практика студентов на золотоизвлекательной фабрику «Пластовская»

- стажировка преподавателей и обучающихся на предприятиях АО ЮГК;
 
Рисунок 3 Стажировка преподавателей на шахте «Центральная
- реализация совместных проектов;
- участие в форумах и конференциях, посвященных сотрудничеству;

Рисунок 4 Ярмарка вакансий и конференция

- проведение мастер – классов специалистами АО ЮГК;

Рисунок 5 Главный энергетик и технологический специалист ОТК проводят мастер – классы

- помощь в оснащении кабинетов и лабораторий.
 

Рисунок 6 Лаборатории, выставки и учебные кабинеты

Взаимодействие социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь при условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах образовательного процесса. Конечный результат взаимосвязей производства и колледжа зависит в основном от таких факторов, как системный характер процесса осуществления взаимосвязей и эффективный механизм взаимодействия. Осуществлению взаимосвязей прежде всего предполагает, что производственные предприятия (социальные партнеры) следует рассматривать в качестве педагогической подсистемы целостного процесса подготовки специалистов среднего звена.
Производство, с одной стороны, формирует заказ на специалиста с определёнными качествами и видами деятельности, которые отражены в квалификационной характеристике будущего специалиста, с другой - создаёт необходимые условия для качественной производственно - технологической подготовки и творческой деятельности студентов. Таким образом, производство принимает непосредственное участие в процессе формирования специалиста с заданными качествами
В основу системы новых принципов организации профессионального образования положена глубоко интегративная, по сути своей, идея: «Работодатель определяет чему учить, образовательные учреждения – как учить», что способствует успешной реализации задач социального партнерства и ведущего принципа: «ориентация на потребности рынка труда».
Укрепление и развитие социального партнёрства – основа качественной подготовки специалистов и трудоустройства выпускников.
Информационные источники:
1. Зеленцова Е.В., Масич Е.В., Никитина В.В. Исследование способностей и мотивации молодежи к деятельности в области IT-технологий как одна из задач управления в сфере образования // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронный научно-технический журнал. - 2013. - Вып. 4. - URL http://technomag.edu.ru/doc/565163.html. (дата обращения 25.07.2019)
2. Исторический словарь // enc-dic.com: URL: http://enc-dic.com/history/ Nastavnichestvo-27565.html.
3. Наставничество // school-429.ru: URL: http://school-429.ru/uploads/ files/doc/Kadry/Наставничество.doc.
4. Никитина В.В. Корпоративная культура. Электронное учебное издание. Учебное пособие по дисциплине «Управление персоналом». - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 52 с.
2020-11-24 16:03 2020