Библиографическое описание:
Пуговкина Е.А. Развитие функциональной грамотности на уроках технологии в начальных классах // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребёнка.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действий.
Уроки технологии помогают сформировать функционально грамотную личность:
– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;
– человека, умеющего нести ответственность за принятые решения;
– способного быть ответственным за себя и своих близких;
– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;
– обладающего различными компетенциями в разных областях;
– умеющего нестандартно решать задачи;
– легко адаптирующегося в социуме;
– умеющего искать общие решения и компромиссы;
– хорошо владеющего речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющего современными информационными технологиями.
Условия формирования функциональной грамотности на уроках технологии:
-системно-деятельностный подход;
-продуктивный характер учебной деятельности на уроке;
-исследовательские и проблемные стратегии;
-работа с технической документацией;
-учебно-практические задания.
Фрагменты урока по формированию функциональной грамотности:
- умение планировать, работать по плану
Задание (аппликация «Береза»)
Учитель. На столе лежит конверт с полосками, на которых написан план ваших действий по изготовлению аппликации. Попробуйте разложить эти полоски в нужной последовательности (работа в парах).
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (исследования)
Задание на исследование
Учитель. Возьмите небольшой кусочек цветной бумаги и разорвите её в разных направлениях (вдоль и поперёк). Что получилось? (Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперёк – более «стихийный», с белым ореолом.)
– У вас на столах лежат: ткань, фольга, картон. Попробуйте выполнить данный приём на этих материалах.
– Сделайте вывод.
– Какие особенности в изготовлении этой аппликации вы отметили? (Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги.)
– Как этого добиться? Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии? (При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон.)
Одним из наиболее эффективных методов формирования функциональной грамотности на урока технологии является проектная деятельность.
Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. Рассматривая проект «День рождения», дается задание по развитию функциональной грамотности.
Учитель. У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать праздник?
- составь меню сладкого стола, который ты приготовишь;
- что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине? Обоснуй (затраты, состав и т.д.);
- придумай оформление комнаты и сервировку стола;
- опиши сценарий твоего праздника;
- подсчитай затраты праздника.
Развитие функциональной грамотности обучающихся в процессе обучения, обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.
Пуговкина Е.А. Развитие функциональной грамотности на уроках технологии в начальных классах // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребёнка.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действий.
Уроки технологии помогают сформировать функционально грамотную личность:
– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;
– человека, умеющего нести ответственность за принятые решения;
– способного быть ответственным за себя и своих близких;
– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;
– обладающего различными компетенциями в разных областях;
– умеющего нестандартно решать задачи;
– легко адаптирующегося в социуме;
– умеющего искать общие решения и компромиссы;
– хорошо владеющего речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющего современными информационными технологиями.
Условия формирования функциональной грамотности на уроках технологии:
-системно-деятельностный подход;
-продуктивный характер учебной деятельности на уроке;
-исследовательские и проблемные стратегии;
-работа с технической документацией;
-учебно-практические задания.
Фрагменты урока по формированию функциональной грамотности:
- умение планировать, работать по плану
Задание (аппликация «Береза»)
Учитель. На столе лежит конверт с полосками, на которых написан план ваших действий по изготовлению аппликации. Попробуйте разложить эти полоски в нужной последовательности (работа в парах).
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (исследования)
Задание на исследование
Учитель. Возьмите небольшой кусочек цветной бумаги и разорвите её в разных направлениях (вдоль и поперёк). Что получилось? (Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперёк – более «стихийный», с белым ореолом.)
– У вас на столах лежат: ткань, фольга, картон. Попробуйте выполнить данный приём на этих материалах.
– Сделайте вывод.
– Какие особенности в изготовлении этой аппликации вы отметили? (Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги.)
– Как этого добиться? Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии? (При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон.)
Одним из наиболее эффективных методов формирования функциональной грамотности на урока технологии является проектная деятельность.
Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. Рассматривая проект «День рождения», дается задание по развитию функциональной грамотности.
Учитель. У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать праздник?
- составь меню сладкого стола, который ты приготовишь;
- что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине? Обоснуй (затраты, состав и т.д.);
- придумай оформление комнаты и сервировку стола;
- опиши сценарий твоего праздника;
- подсчитай затраты праздника.
Развитие функциональной грамотности обучающихся в процессе обучения, обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.