Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf
Аннотация. С развитием многих сфер жизни человека, образование отчасти не стоит на месте. Так, постепенно в школах, помимо учителей появляются тьюторы, способные раскрыть талант ребенка и направить в нужную сторону его способности в достаточно раннем возрасте. В данной же статье в основном ставится акцент на развитие математических способностей школьника.
Ключевые слова: математические способности, развитие математических способностей, образование, современные школьники.
Педагогу зачастую оочень сложно выявить поистине одареного математическими способностями ученика. Ведь с развитием техники становится все сложнее заподозрить в недобросовестном выполнении задания школьника. За время работы в общеобразовательном учреждении, наверняка, многие практикующие учителя сталкивались с проблемой краткой записи ответа у обучающегося. Ообъяснить решение задания он был просто не в состоянии, или же так только казалось? Безусловно, многие знакомы с новинками техники, помогающими мгновенно решить разнообразные математические задачи, пример этому — photomath, разнообразные онлайн-помощники и т.п. Большое количество школьников отчасти прибегают к их помощи за период обучения. Катастрофа или же не так все и страшно?
В данном случае, важно обозначить, что послужило целью для обращения к данным ресурсам. В одном случае, учащийся наглым образом желал заполучить решение упражнения, не прилагая никакого усилия к этому. В другом же, получив последовательность действий или рассуждений школьник вовсе хотел сверить ответ или найти ошибку в своих записях. Ситуация двоякая. В любом случае важно, что послужило подтекстом данного действия, прежде чем делать выводы и приобщать всех учащихся к одной составляющей.
На данном этапе, стоит обозначить основные особенности свойственные людям, обладающим математическими способностями. Так, по словам австрийского психолога А. Адлера данный кластер людей редко выходит за эту область знаний. В основном, это индивидуумы, проявляющие любовь к абстракции «исследование проблем под давлением мощных внешних сил». Но, в отличие от других областей знаний, одаренные учащиеся сразу же себя проявляют. По мнению ученых, всего лишь 10% людей обладают действительно высокими способностями в данной области. Нет ничего удивительного, так как в этой тематике идёт упор ни на действительно трудолюбивых и образованных людей, а только на тех, кто с рождения получил определённые установки на развитие своих индивидуальных способностей в области математики. Так, по недавнему заявлению немецких нейробиологов существует несколько генов, отвечающих непосредственно за математические способности человека, передающихся по наследству. В доказательство этому, ученые из Института когнитивных исследований человека и мозга Макса Планка под руководством нейропсихолога Майкла Скейде вместе с коллегами из Лейпцигского университета и Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера провели исследование объема коры головного мозга у детей дошкольного возраста, чтобы предугадать развитие у них математических способностей уже в начальной школе. Результаты эксперимента стали потрясением, так как у детей, проявляющих способности в области математики, уже к 7-9 годам наблюдались анатомические различия с теми, кто не обладал этим талантом. Так, ученые, изучив ген ROBO1 и объём правой теменной коры, отвечающих за ключевую роль в формировании представления о количестве и развитие системы обработки данных, пришли к выводу, что можно смело прогнозировать математические способности в достаточно раннем возрасте у ребёнка.
Если же, все-таки педагог выявил талантливого ученика, как направить его способность в правильную стезю?
Зачастую, подходящим окажется участие уже в раннем возрасте в математических олимпиадах, кружковой деятельности «занимательная математика». Только стоит строго обозначить временную вовлеченность в данное мероприятие школьника. Так как достаточно в раннем возрасте обучающийся может просто выгореть от этого вида занятия. Более серьезно кружковой деятельностью, по-мнению председателя Центральной предметно-методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников Н. Агаханова, стоит начинать заниматься с 5-6 класса, поскольку результат от занятий будет виден школьнику сразу. А с 7-8 класса проявляется уже вовсе не старание, а самые настоящие математические способности, про которое упоминалось ранее.
Как многие мыслители отмечали, способности — это всего лишь хороший фундамент, а трудолюбие и готовность много работать — одни из основополагающих качеств необходимых в любой сфере для достижения результата.
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.
2. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. М.: — Вильямс, 2007.
3. Дар или навык? Что такое математические способности и как из развить. [Электронный ресурс]// Сириус. URL: https://sochisirius.ru/news/3433 (дата обращения: 08.07.2021).