Яндыганова Л.Ю. Развитие орфографической грамотности младших школьников
Библиографическое описание: Яндыганова Л.Ю. Развитие орфографической грамотности младших школьников // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Орфографическая грамотность – это умение применять изученные правила и безошибочно писать словарные слова, которые включены в школьный учебник. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок.
Одной из причин слабой орфографической грамотности учащихся начальной школы является несформированность орфографической зоркости, то есть неумение видеть орфограммы. Как развивать орфографическую зоркость? Как сделать так, чтобы письмо стало грамотным и осознанным?
В письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах. Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Поэтому одна из главных задач учителя – учить думать при письме и научить видеть орфограмму.
Профессор Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) установить тип орфограммы, соотнести ее с определенным правилом
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, которые я сгруппировала по способу восприятия и запоминания орфографического материала.
1. Зрительный фактор. Он срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и потребуется немало усилий, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому учащиеся должны усвоить правило: никогда не пиши, если точно не знаешь, как писать, сначала предупреди ошибку. Для предупреждения ошибок предлагаю приёмы:
· Письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, найди слово в словаре, а потом запиши слово, используя зелёный цвет, чтобы выделить трудную букву;
· Какография – приём показа неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой»: «На лисной палянке втрафке радосно играли лесята. Вдруг с малоденькой ёлки на лесёнка упала шышка». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки и формирует орфографическую зоркость.
· Предварительный просмотр текста диктанта – детям, которые слабо осваивают тему дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.
· Словарная работа – перед диктантом, изложением, сочинением провожу такую работу: выписываю трудные слова и включаю их в работу на уроке. Дети читают их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.
2. Слуховой фактор.
Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания. Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа. Для решения этой орфографической задачи использую приемы:
· «Найди опасное место». Я произношу слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.
· «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только слышат «опасное место»;
· «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности». Умение видеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже начало обучение самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: «На земле лежал пушистый снег». Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес.
· «Диктант с постукиванием». Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-нибудь орфограммой. Такое постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.
· «Диктант с обоснованием». Дети сначала записывают проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть они должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать выбор её написания.
· Диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается помощь учителя? Предложить вспомнить правило или посмотреть в словаре, задать вопрос или объяснить.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, запоминает, а затем пишет его же автоматически.
4. Проговаривание.
· В современной школе распространяется методика П.С. Тоцкого – учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его методики – орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его чётко по слогам. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Чаще всего касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на следующих уроках и в конце концов прочно запоминается.
· Комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
· Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид работы предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством являются рифмованные упражнения.
Например, «Рифмовки - запоминалки»:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши, и моржи,
Машины, шины, камыши –
Запомни слоги жи и ши.
С заглавной буквы без сомненья
Начинаем предложенья.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Исправление учащимся своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости. Ошибки на изученные правила я часто не исправляю, а лишь зачеркиваю. У более сильных детей подчеркиваю всё слово с ошибочным написанием. Цель этой работы: заставить ученика вспомнить орфограмму и исправить её.
Ученик, получив тетрадь, принимается за поиск ошибок. Затем это слово ученик выписывает, подчёркивает ошибочно написанную букву, записывает проверочное слово и подбирает ещё слово на это же правило. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
Еще один интересный прием, который очень нравится детям «Волшебный квадрат» (5х5). Этот квадрат используется на уроке русского языка так: «Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы или другую ошибку», – объясняется ученикам. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.
Таким образом, целенаправленная и систематически проводимая работа по развитию орфографической грамотности, позволяет предупреждать ошибки, развивает у учащихся орфографическую зоркость, навыки звукобуквенного анализа, самоконтроль, повышает интерес учащихся к изучению русского языка.
Библиографический список
1. Коврова М.А., Алексеева С.И. Развитие орфографической зоркости младших школьников на основе использования фразеологизмов // Вестник Вятского государственного университета – 2021. №2 (140). – С. 80-91.
2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
3. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991. 142 с.