Библиографическое описание:
Иванова О.В., Дягилева Е.И., Костина Л.Н., Лошакова И.В. Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:
Ø наличие сменных пар учащихся;
Ø их взаимообучение;
Ø взаимоконтроль;
Ø взаимоуправление.
КСО – это включение в учебную деятельность естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
· принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
· непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
· сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
· разнообразие тем и заданий;
· разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса;
· обучение по способностям индивида.
Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности.
Первый шаг на пути к ее решению – выработка умения слушать другого. С этой целью стараюсь организовать игры. Так во время курса «Введение в школьную жизнь» такие игры провожу часто. Вот, к примеру, одна из них «Соберем добрые слова в корзинку».
Помните ли вы героев мультфильма «Ну, погоди!». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в подготовительный класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше предлагаю собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д., т. е. каждый должен повторить два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры.
А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.
Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»
Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе использую такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик.
Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей:
- Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?
Мнения у ребят могут быть разные, но я стараюсь показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:
1. Работай дружно и не спеша.
2. Уважай соседа.
3. Помогай ему.
4. Не кричи и не шуми.
5. Говори спокойно, внятно.
Третий шаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в малых группах (по 4 человека).
Когда дети научатся работать в парах и малых группах, можно переходить постепенно к работе в парах сменного состава.
Самый нелюбимый тип урока для детей – урок работы над ошибками. Как сделать такой урок интересным и в то же время продуктивным? Оказывается, это возможно, применив коллективный способ обучения как на уроках математики, так и на уроках русского и белорусского языка.
План таких занятий состоит из двух этапов. Покажу это на примере урока русского языка).
Первый этап – анализ выполнения контрольно-оценочных работ.
1. Контрольный диктант проверяю, фиксирую результаты в своем рабочем журнале, выписываю допущенные ошибки каждого ученика, но не исправляю их в тетради.
2. На уроке раздаю работы учащимся, а на доске выписываю слова с ошибками, допущенными ребятами в тексте диктанта, по типу орфограмм.
3. Ребята находят ошибки в словах, записанных на доске. Исправляю их красным мелом. Затем определяют, на какое правило они были допущены. Прикрепляется надпись (например, «Правописание безударных гласных в корне слова»). Таким образом прорабатываются все ошибки.
4. Предлагаю ребятам открыть тетради и, глядя на доску, проверить свои работы, исправить ошибки, оценить свою работу (самооценка).
5. Затем прошу поменяться тетрадью с соседом и проверить работы друг у друга, оценить их (взаимооценка).
6. Выясняю, у кого самооценка и взаимооценка совпали.
7. Далее предлагаю взять конверт со своей фамилией и именем, который лежит по центру парты, достать карточку, на которой выписаны все ошибки, допущенные учеником в диктанте, и сверить, все ли ошибки найдены и исправлены им в тексте.
8. Ребята определяют, над какими орфограммами им надо сегодня поработать (т. е. где имеются ошибки и пробелы в знаниях).
9. Затем фишку со своей фамилией и именем (первые их буквы на фишке, например, что означает Крупица Илья) по команде учителя прикрепляют на полоску с названием типа орфограммы. Для этого одну сторону доски делю мелом на полоски. На каждую из них прикрепляю названия тех орфограмм, на которые были в диктанте допущены ошибки. Сюда же и прикрепляют ребята свои фишки.
Если ошибки допущены на разные правила, то по мере отработки орфограммы по разрешению руководителя группы ученик снимает свою фишку и помещает на полоску со следующим типом орфограмм. И так до тех пор, пока не отработает все ошибки.
Второй этап – это коррекция знаний, умений и навыков.
На этом этапе необходимо иметь «Стол-помощник» и «Стол заданий».
«Стол-помощник» содержит карточки с выполненными заданиями, опоры и памятки, всю справочную литературу по теме контрольно-оценочной работы. «Стол заданий» - задания по всем темам (карточки), взаимные диктанты, задания творческого характера.
Учащиеся разбиваются на группы согласно тем проблемам, которые были зафиксированы после проверки контрольно-оценочной работы. Те, у кого не было ошибок при выполнении проверочной работы, становятся руководителями групп или приступают к выполнению заданий творческого характера (по усмотрению учителя и желанию ученика). Если ученик допустил много ошибок, он работает в паре с «учителем» (учеником, не допустившим ошибок). Так он сможет проработать все ошибки за отведенное до конца урока время. Если в группе оказываются четыре ученика, их работа протекает в четверке (парах сменного состава). Работая таким образом, произойдет не менее трех встреч одного ученика с учащимися данной группы, и ошибка будет отработана.
После выполнения задания фиксируется самооценка и взаимооценка за полями тетради (пишутся буквы С и В). Для этого используются значки:
+ − хорошо знаю и могу научить другого;
+ − знаю;
? – сомневаюсь;
- − не знаю.
Если у ученика есть проблемы по другим темам свою фишку он снимает с прежней полоски и помещает на другую полоску с соответствующим типом орфограммы, встречается с участниками этой группы, отрабатывает свою ошибку.
В конце занятия ребята обсуждают успехи и проблемы при выполнении работы. Детям предлагается индивидуальное домашнее задание – каждому карточка по решению своей проблемы.
Аналогичную работу провожу на уроках математики.
КСО решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик-партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в ребенка, в его силы и способности) и демократического (право на собственную точку зрения, право на свободный выбор задания, уравнивание ученика и учителя в правах) отношения к ребенку.
КСО делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.
Следовательно, используя все преимущества коллективного способа обучения, основываясь на практические наработки и наблюдения, удается достигнуть того, что каждый ученик класса успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у моих ребят есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.
Библиографический список:
1. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. Начальная школа. – 1997. - №12.
2. Рыскужина Р.С. Работа в парах сменного состава на уроках русского языка. Начальная школа. – 1998. - №3.
3. Дьяченко В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. Начальная школа – 1998. - №1.
4. Вялкова Г.М. - 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2013. – 96 с. – (Современная школа).
5. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. Дьяченко В.К. Ещё раз о коллективных учебных занятиях // Народное образование. - 1994. - №2-3.
6. Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения // Школьные технологии. - 2007. - №1. - С. 93-98.
Иванова О.В., Дягилева Е.И., Костина Л.Н., Лошакова И.В. Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:
Ø наличие сменных пар учащихся;
Ø их взаимообучение;
Ø взаимоконтроль;
Ø взаимоуправление.
КСО – это включение в учебную деятельность естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
· принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
· непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
· сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
· разнообразие тем и заданий;
· разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса;
· обучение по способностям индивида.
Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности.
Первый шаг на пути к ее решению – выработка умения слушать другого. С этой целью стараюсь организовать игры. Так во время курса «Введение в школьную жизнь» такие игры провожу часто. Вот, к примеру, одна из них «Соберем добрые слова в корзинку».
Помните ли вы героев мультфильма «Ну, погоди!». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в подготовительный класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше предлагаю собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д., т. е. каждый должен повторить два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры.
А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.
Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»
Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе использую такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик.
Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей:
- Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?
Мнения у ребят могут быть разные, но я стараюсь показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:
1. Работай дружно и не спеша.
2. Уважай соседа.
3. Помогай ему.
4. Не кричи и не шуми.
5. Говори спокойно, внятно.
Третий шаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в малых группах (по 4 человека).
Когда дети научатся работать в парах и малых группах, можно переходить постепенно к работе в парах сменного состава.
Самый нелюбимый тип урока для детей – урок работы над ошибками. Как сделать такой урок интересным и в то же время продуктивным? Оказывается, это возможно, применив коллективный способ обучения как на уроках математики, так и на уроках русского и белорусского языка.
План таких занятий состоит из двух этапов. Покажу это на примере урока русского языка).
Первый этап – анализ выполнения контрольно-оценочных работ.
1. Контрольный диктант проверяю, фиксирую результаты в своем рабочем журнале, выписываю допущенные ошибки каждого ученика, но не исправляю их в тетради.
2. На уроке раздаю работы учащимся, а на доске выписываю слова с ошибками, допущенными ребятами в тексте диктанта, по типу орфограмм.
3. Ребята находят ошибки в словах, записанных на доске. Исправляю их красным мелом. Затем определяют, на какое правило они были допущены. Прикрепляется надпись (например, «Правописание безударных гласных в корне слова»). Таким образом прорабатываются все ошибки.
4. Предлагаю ребятам открыть тетради и, глядя на доску, проверить свои работы, исправить ошибки, оценить свою работу (самооценка).
5. Затем прошу поменяться тетрадью с соседом и проверить работы друг у друга, оценить их (взаимооценка).
6. Выясняю, у кого самооценка и взаимооценка совпали.
7. Далее предлагаю взять конверт со своей фамилией и именем, который лежит по центру парты, достать карточку, на которой выписаны все ошибки, допущенные учеником в диктанте, и сверить, все ли ошибки найдены и исправлены им в тексте.
8. Ребята определяют, над какими орфограммами им надо сегодня поработать (т. е. где имеются ошибки и пробелы в знаниях).
9. Затем фишку со своей фамилией и именем (первые их буквы на фишке, например, что означает Крупица Илья) по команде учителя прикрепляют на полоску с названием типа орфограммы. Для этого одну сторону доски делю мелом на полоски. На каждую из них прикрепляю названия тех орфограмм, на которые были в диктанте допущены ошибки. Сюда же и прикрепляют ребята свои фишки.
Если ошибки допущены на разные правила, то по мере отработки орфограммы по разрешению руководителя группы ученик снимает свою фишку и помещает на полоску со следующим типом орфограмм. И так до тех пор, пока не отработает все ошибки.
Второй этап – это коррекция знаний, умений и навыков.
На этом этапе необходимо иметь «Стол-помощник» и «Стол заданий».
«Стол-помощник» содержит карточки с выполненными заданиями, опоры и памятки, всю справочную литературу по теме контрольно-оценочной работы. «Стол заданий» - задания по всем темам (карточки), взаимные диктанты, задания творческого характера.
Учащиеся разбиваются на группы согласно тем проблемам, которые были зафиксированы после проверки контрольно-оценочной работы. Те, у кого не было ошибок при выполнении проверочной работы, становятся руководителями групп или приступают к выполнению заданий творческого характера (по усмотрению учителя и желанию ученика). Если ученик допустил много ошибок, он работает в паре с «учителем» (учеником, не допустившим ошибок). Так он сможет проработать все ошибки за отведенное до конца урока время. Если в группе оказываются четыре ученика, их работа протекает в четверке (парах сменного состава). Работая таким образом, произойдет не менее трех встреч одного ученика с учащимися данной группы, и ошибка будет отработана.
После выполнения задания фиксируется самооценка и взаимооценка за полями тетради (пишутся буквы С и В). Для этого используются значки:
+ − хорошо знаю и могу научить другого;
+ − знаю;
? – сомневаюсь;
- − не знаю.
Если у ученика есть проблемы по другим темам свою фишку он снимает с прежней полоски и помещает на другую полоску с соответствующим типом орфограммы, встречается с участниками этой группы, отрабатывает свою ошибку.
В конце занятия ребята обсуждают успехи и проблемы при выполнении работы. Детям предлагается индивидуальное домашнее задание – каждому карточка по решению своей проблемы.
Аналогичную работу провожу на уроках математики.
КСО решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик-партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в ребенка, в его силы и способности) и демократического (право на собственную точку зрения, право на свободный выбор задания, уравнивание ученика и учителя в правах) отношения к ребенку.
КСО делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.
Следовательно, используя все преимущества коллективного способа обучения, основываясь на практические наработки и наблюдения, удается достигнуть того, что каждый ученик класса успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у моих ребят есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.
Библиографический список:
1. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. Начальная школа. – 1997. - №12.
2. Рыскужина Р.С. Работа в парах сменного состава на уроках русского языка. Начальная школа. – 1998. - №3.
3. Дьяченко В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. Начальная школа – 1998. - №1.
4. Вялкова Г.М. - 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2013. – 96 с. – (Современная школа).
5. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. Дьяченко В.К. Ещё раз о коллективных учебных занятиях // Народное образование. - 1994. - №2-3.
6. Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения // Школьные технологии. - 2007. - №1. - С. 93-98.