В 2021 году на дискуссии, которую организовал федеральный штаб общественного содействия партии «Единая Россия», заявили, что число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, увеличилось почти на 10%. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие подтвержденную инвалидность, задержку развития психического здоровья, нарушения слуха, речевого, зрительного, умственного развития. В большинстве случаев статус ребенка с ОВЗ получает ребенок с задержкой развития психических процессов. Основными причинами увеличения детей с ОВЗ являются:
· социальная: отсутствие времени у родителей для воспитания детей и занятий с ними. Часто наблюдается нежелание родителей строить отношения с ребёнком, попустительство. Не уменьшается число неблагополучных семей, а некоторые школы, расположенные далеко от центра города и больших городов, имеют высокую долю неблагополучных семей;
· психические: времяпрепровождение в гаджетах, уход в виртуальную реальность. Ребенку нет необходимости разговаривать, вступать в беседу, диалог, задействовать воображение, фантазию - гаджет предоставляет всё. Отсюда, как следствие, не развиты в полной мере речь, письмо, чтение, мелкая моторика, социальные навыки;
· биологические: врожденные заболевания, травмы и др. Данные причины встречаются реже, в связи с развитием медицины, но, тем не менее, отражаются на интеллектуальном и физическом развитии детей.
В 2022 году в школах страны наблюдается размещение таких детей в обычных классах, создание специальных классов для детей с ОВЗ и организация специализированного питания. В связи с этим необходимо создавать адаптированные программы образования, организовывать деятельность педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, педагогов дополнительного образования. Учителя, которые работают в классах с детьми ОВЗ, должны в полной мере владеть психолого-педагогической компетенцией.
Психолого-педагогическая компетентность - знание педагогической диагностики, умение формировать отношения с учениками, осуществление индивидуальной работы, глубокое знание возрастной психологии и психологии общения, знание и понимание причин поступков ученика, ощущение эмпатии, умение подобрать ответ на проблемы ученика.
Низкий уровень психологической культуры учителей, недостаточное использование ими психологических знаний в организации образовательного процесса приводят к низкой эффективности или сводят на нет воспитательное воздействие на ученика. Исследования показали, что низкий уровень воспитанности, сформированности личностных и социальных навыков являются основной проблемой при работе с обучающимися. Низкий процент учителей (15%) может отметить у себя высокий уровень знаний по психологии. Большая часть учителей (55%) имеет низкий уровень знаний. Наблюдения показывают, что многие учителя не могут разглядеть психологическое состояние ребенка, правильно его интерпретировать и реагировать на него, не применяют индивидуальный подход, учитывая особенности обучающегося.
Профессионально важными качествами учителя при работе с детьми ОВЗ должны быть:
· эмпатия – исходя из внешнего образа, поведения и мимики ученика, это качество дает возможность выяснить характерные черты личности и возможности того или иного поступка. Учитель может настроить ребенка на определенную форму поведения и качественно отреагировать на любую ситуацию. Эмпатия учителя для ученика значит больше, чем его ролевая позиция, поскольку способствует тому, чтобы в процессе общения возникло взаимопонимание;
· коммуникабельность;
· гибкость;
· рефлексия - особенно важна установка на регулярную обратную связь;
· способность к сотрудничеству;
· сенситивность - умение поставить себя на место ребенка и понять его мотивы, причины, эмоции;
· эмоциональная привлекательность.
Чтобы выяснить трудности и определить уровень развития психолого-педагогической компетентности педагога, можно применять: психологические анализы и самоанализа урока, опросник «Педагогические рефлексии в сфере общения», методика «Психологический портрет педагога», карта самоанализа педагога в отношении профессиональных позиций, анкетирование учащихся и педагогов, методика группового оценивания коммуникативной компетенции ГОКК.
Работа по повышению уровня психолого-педагогической компетентности должна вестись по следующим направлениям:
· расширение кругозора учителя по вопросам психологии;
· работа над созданием адекватного образа учителя;
· формирование навыков самоуправления, самоконтроля, поведения в сложных, конфликтных, неожиданных ситуациях;
· определение уровня своего профессионального развития, самодиагностика, понимание и отслеживание своего отношения к профессии;
· создание копилки и применение педагогических воздействий, средств и методов, практический анализ их результата;
· овладение высоким уровнем коммуникативной культуры;
· умение управлять своим состоянием, настроением, использовать себя в качестве инструмента педагогической деятельности;
· профессиональное использование индивидуального подхода, активных форм обучения;
· применение практико-ориентированного подхода в контексте современных условий образования.
Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к учителю, соответствие которым позволит повысить результативность и качество образования и воспитания. Требования к современным стандартам в образовательной системе предусматривают глубокое психологическое знание и применение данных знаний в педагогической сфере. В характере развития современной системы образования возникли новые требования к личности учителя и профессиональному мастерству, а точнее - к профессиональной компетенции учителя.
Высококвалифицированный педагог сегодня является учителем, не только ознакомленным с личностными особенностями детей, подростков, которые являются нормотипичными, а также с особыми потребностями в обучении, но и активно использующим эти знания на практике.
Библиографический список1. Григорович Л. А. Роль психологической службы в условиях инклюзивного образования: формы и методы работы с педагогическим коллективом // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 3. 47-52 с.
2. Дербенева Г. В. Формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза для работы в условиях инклюзии // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6 (149). 83-89 с.
3. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. – Директор, 2002, № 6. 16-25 с.
4. Кожанова Н. С., Болгарова М. А., Панкратьева О. С. Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). 307-321 с.
5. Кузнецова Н. Б. Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5. 55-59 с.
6. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетенции учителя. // Автореферат дисс.канд.пед.наук. – М., 1996.
7. Сахнова И. А. Роль психолого-педагогической компетенции преподавателя в системе инклюзивного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. 174-184 с.