НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алёнова А.В. Использование технологии «интерактивный стенд» для развития инициативности и самостоятельности дошкольников

Библиографическое описание:
Алёнова А.В. Использование технологии «интерактивный стенд» для развития инициативности и самостоятельности дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

На современном этапе в дошкольном образовании происходят изменения в содержании образовательной деятельности: большое внимание уделяется развитию познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Также одним из важнейших качеств в современном мире стало умение участвовать в командной работе, а для этого уже у дошкольников необходимо формировать интерес к участию в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. При оформлении РППС в соответствии с темой недели или реализуемым проектом все получаемые новые знания, впечатления, эмоции и идеи ребята смогут отобразить в продуктах детского творчества, перенести их в групповое пространство. Тогда окружающая дошкольников среда действительно станет развивающей, «Говорящей».

Ребятам «Говорящая среда» позволяет чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи, менять окружающее пространство по собственному замыслу, т.к. они знают, что и где расположено в группе.

Одним из эффективных инструментов «говорящей среды» является «Интерактивный стенд».

«Интерактивный стенд» - это место интерактивной коммуникации взрослого с детьми со следами этой самой коммуникации.

Чисто технически – это вертикальная поверхность, на которой размещается разная, более или менее сменяемая информация. Ее примерный размер: 1 м на 1,5 м. Обычно стенд располагают в месте общего сбора в 10-15 см от пола. Иногда интерактивный стенд в связи с ограниченной площадью поверхности заменяют интерактивным кубом (его можно сделать из картонной коробки).

Для изготовления интерактивного стенда нужны: магнитная доска, панель ДВП или старый любой старый стенд, магнитная краска, магниты, малярный скотч, веревки, прищепки, кармашки. Словом, все то, что подойдет для размещения информации.

Что можно разместить на интерактивных стендах?

Календари

Главное при использовании календарей – стремиться, чтобы они создавались максимально самостоятельно самими детьми, были ими понимаемы и осознанны.

Календари могут быть на неделю, месяц, год или на любой отрезок времени, до какого-либо праздника.

Правила группы

Для чего нужны правила группы?

Во-первых, они создают барьер безопасности для проявления детской самостоятельности и инициативы. Не все, что могут хотеть и делать дети, стоит безусловно поддерживать. Наша миссия, как раз наоборот, - показать детям, что всегда есть определенные границы, за которые культурный, воспитанный, законопослушный человек не переступает никогда, даже если ему очень захочется. Эти границы заданы нам законами, культурой и моралью нашего общества.

Остановимся на правилах немного подробнее и рассмотрим основные ошибки, которые делают педагоги, работая с правилами.

· Правила, звучат как запрет. Например, «не бегать», «не драться». То есть, действие запрещено, но разрешающего действия взамен не предложено.

· Правила действуют время от времени (если что-то нельзя, значит это действие запрещено выполнять при любом взрослом).

· Правила действуют для всех.

· Правила диктуются взрослыми (правила должны родиться в беседе с детьми, должны быть ими предложены и сформулированы.

· Правила не визуализированы. Все выработанные правила должны быть зафиксированы. Это может быть рисунок, подпись, схема и т.д.

· В группе слишком много правил.

Пять «золотых» правил группы

· В группе ходи шагом.

· В группе говори спокойно.

· Поиграл – убери!

· Береги чужую игру!

· Помни о другом.

Что еще можно разместить на интерактивном стенде?

Любую информацию, которая актуальна для вашей группы в данный момент.

Основной критерий – важность данной информации для детей вашей группы и ее сменяемость.

Статистика

Считайте и анализируйте с детьми состав группы по различным основаниям: по присутствующим, по полу, по цвету глаз, по росту, по братьям, сестрам, по домашним животным, по любимым блюдам, по дням рождениям, по одинаковым именам, по любимым игрушкам, по профессиям родителей и пр. Данные для статистики появтся из опросников. Их можно оформить в виде таблицы, графика, простых стикеров, сюжетных рисунков и т.п.

Автопортреты детей и взрослых группы

Пусть каждый нарисует сам себя или своего друга. Подпишите портреты и повесьте на интерактивном стенде. Будет очень ярко, тепло и уютно.

Цельгруппы

Задайте детям вопрос: «Какими мы, группа «Непоседы» хотим быть?». Соберите, запишите все ответы и у вас получится что-то типа конституции вашей группы.

Мечты группы

Задайте детям вопрос: «О чем мы, группа «Непоседы» мечтаем?» Дальше вы знаете, что делать.

Презентация группы

Это, прежде всего, название вашей группы. Если его нет, придумайте его вместе. Не идите проторенным путем и не навязывайте детям избитые варианты: солнышко, лучики, знайки и пр. Дайте возможность детям быть хозяевами своей группы и придумать ей более оригинальное название. Например, есть опыт, когда дети придумывают названия: «Могучий орел», «ВДВ», «Пикосмайлики». Правда, интересно? Кроме названия может появиться список всех детей с фото и метками, девиз, ритуал приветствия, прощания и пр.

Достижения группы

Грамоты, дипломы, стикеры с важными достижениями текущего дня и все, чем дети хотят похвастаться.

Тайные мечты

Пусть в специальный конвертик ребята кладут самые сокровенные свои мечты, и они обязательно будут сбываться!

Фото текущей деятельности

Детей устроят даже фотографии, распечатанные на черно-белом принтере.

Планы текущей деятельности

Это могут быть лотос-планы или любые другие планы той формы, которая будет удобна вам и детям.

Доска выбора центров активности

Такая доска нужна только в том случае, если у детей действительно есть выбор.

Кроме того, если так решат дети, вы можете размещаться на своих интерактивных стендах социальные опросы, ключевые слова по теме недели, интеллект-карты и многое другое. Все зависит только от желания детей и размера той поверхности, которая используется под интерактивный стенд или куб.

Библиографический список

1. Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?». Краснодар: Экоинвест, 2022. 251 с.

2. Шиян О.А. Современный детский сад. Каким он должен быть. М: Мозаика-Синтез, 2019, 301 с.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. — М. Издательство «Национальное образование», 2019, 334 с.
2023