Епифанова И.О. Применение принципа последовательности и систематичности на уроке физической культуры
Библиографическое описание: Епифанова И.О. Применение принципа последовательности и систематичности на уроке физической культуры // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
Физическая культура играет важную роль в развитии детей и подростков. Уроки физической культуры не только способствуют физическому развитию, но и помогают формировать навыки социальной адаптации, развивать коммуникативные и лидерские способности, а также укреплять здоровье.
Одним из ключевых принципов, которые могут быть успешно применены на уроке физической культуры, является принцип последовательности и систематичности. Этот принцип вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах в физическом воспитании. Эффект обучения обусловлен целостностью педагогического процесса, которая обеспечивается наличием логически обоснованной иерархии циклов технологии реализации учебно-воспитательного процесса. В этой иерархии каждый цикл имеет собственную педагогическую систему, базирующуюся на взаимосвязанных и взаимообусловленных целях.
Реализуя этот принцип, учитель разрабатывает систему целей преподавания дисциплины:
- цель предмета на учебный год (каждая параллель классов), включая цели периодов учебного года (четверть, триместр, семестр);
- цель раздела учебной программы;
- цель каждого урока физической культуры.
Важно начинать урок с разминки и подготовительных упражнений, чтобы подготовить организм детей к физической активности. Разминка должна быть разнообразной и включать элементы растяжки, разогрева мышц и суставов. Это поможет предотвратить возможные травмы и повысить эффективность последующих упражнений.
Затем можно перейти к основной части урока, где учащимся предлагаются различные физические упражнения и игры, направленные на развитие определенных физических качеств (силы, выносливости, гибкости и т.д.). Важно предоставить возможность детям попробовать разные виды физической активности и выбрать то, что им больше нравится и подходит.
Постепенно усложняйте задания и упражнения, увеличивая нагрузку и требуя от учащихся большего. Это поможет им прогрессировать и достигать новых результатов. При этом важно не забывать о безопасности и контроле за выполнением упражнений, чтобы избежать возможных травм.
В конце урока необходимо провести заключительную часть, которая включает в себя растяжку и расслабление. Это поможет вернуть организм к состоянию покоя и предотвратить возможные мышечные боли и напряжение.
Принцип последовательности и систематичности также может быть применен в планировании уроков физической культуры на протяжении всего учебного года. Постепенно вводите новые виды физической активности, увеличивайте сложность заданий и предлагайте разнообразные формы организации занятий (индивидуальные, парные, групповые).
Из преимуществ принципа последовательности и систематичности на уроке физической культуры можно выделить:
1. Прогрессивное развитие: постепенное и последовательное введение новых навыков и умений позволяет учащимся прогрессировать и достигать новых результатов в своем физическом развитии.
2. Безопасность: систематичность и последовательность помогают избежать возможных травм, так как учащиеся постепенно привыкают к физической активности и укрепляют свое тело.
3. Осознание достижений: учащиеся осознают свои достижения и прогресс, что способствует повышению их самооценки и уверенности в себе.
4. Формирование дисциплины: систематичность и последовательность на уроке физической культуры помогают формированию дисциплины и ответственности у учащихся.
5. Формирование навыков социальной адаптации: уроки физической культуры, основанные на принципе последовательности и систематичности, помогают учащимся развивать навыки социальной адаптации, такие как коммуникация, сотрудничество и взаимодействие в группе.
6. Укрепление здоровья: постепенное увеличение нагрузки и требований на уроке физической культуры помогает укрепить здоровье учащихся и повысить их выносливость.
7. Организация учебного процесса: принцип последовательности и систематичности помогает организовать учебный процесс и обеспечить его эффективность.
8. Долгосрочные результаты: применение принципа последовательности и систематичности на уроке физической культуры способствует достижению долгосрочных результатов в физическом развитии учащихся.
В заключение, применение принципа последовательности и систематичности на уроке физической культуры является важным аспектом успешной социальной адаптации детей и подростков. Этот принцип помогает им развивать физические качества, формировать навыки коммуникации и лидерства, а также повышать уровень самооценки и уверенности в себе.
Список литературы:
1. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина; под ред. Ю.Д. Железняка. - М., 2013. - 256 с.
2. Прохорова М.В. Педагогика физической культуры: учебник / М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Г. Семенов. - М., 2006. - 288 с.
3. Руденик В.В. Система специфических принципов обучения в физическом воспитании / В.В. Руденик, А.К. Лушневский, Э.П. Позюбанов // Здоровье для всех. - 2010. - № 1. - С. 8-16.