Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
Этапы осуществления проекта: Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап.
Организационный этап.
1. Подбор методической и художественной литературы
2. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
3. Изготовление пособий
4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
5. Разработка бесед, викторины.
6. Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность
1. Беседа «Лекарственные растения».2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
4. Беседа «Друг или враг»
5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
8. Занятие – сказка «Старый подорожник»
Продуктивная деятельность
1. Рисование «Наш друг - подорожник»2. Аппликация «Ромашковое поле»
3. Рисование «Чудо – растения»
Художественно – речевая деятельность
Чтение литературных произведений:- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А, Плешакова «Зеленые страницы»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я – подорожник…», «Я – ромашка…», «Я – крапива…»
Игровая деятельность
Дидактическая игры «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: «Цветы и ветерок», «Цветок – имя», «Узнай по описанию», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов».Поисково – исследовательская деятельность
1. Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).2. «На участке ищем полезные растения»
3. «Где лучше посадить растения?»
4. Составление схем «Что лечит растение»
Работа с родителями
1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
4. Оформление альбома «Зеленая аптека»
5. Экскурсия в аптеку.
6. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»2. Выставка рисунков «Чудо – растения»
3. Альбом «Зеленая аптека»
4. Консультации для родителей
5. Дидактическая игра «Фитодоктор»
6. Загадки о лекарственных растениях
7. Викторина «Знатоки лечебных трав»