Исследовательская и проектная деятельность

Власенко М. В. Педагогический проект «Лекарственные растения»

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
Этапы осуществления проекта: Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап.
Организационный этап.
1.       Подбор методической и художественной литературы
2.       Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
3.       Изготовление пособий
4.       Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
5.       Разработка бесед, викторины.
6.       Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

1.       Беседа «Лекарственные растения».
2.       Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
3.       Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
4.       Беседа «Друг или враг»
5.       Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
6.       Викторина «Знатоки лечебных трав»
7.       Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
8.       Занятие – сказка «Старый подорожник»

Продуктивная деятельность

1.       Рисование «Наш друг - подорожник»
2.       Аппликация «Ромашковое поле»
3.       Рисование «Чудо – растения»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А, Плешакова «Зеленые страницы»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я – подорожник…», «Я – ромашка…», «Я – крапива…»

Игровая деятельность

Дидактическая игры «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: «Цветы и ветерок», «Цветок – имя», «Узнай по описанию», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов».

Поисково – исследовательская деятельность

1.       Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).
2.       «На участке ищем полезные растения»
3.       «Где лучше посадить растения?»
4.       Составление схем «Что лечит растение»

Работа с родителями

1.       Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
2.       Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
3.       Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
4.       Оформление альбома «Зеленая аптека»
5.       Экскурсия в аптеку.
6.       Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

1.       Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
2.       Выставка рисунков «Чудо – растения»
3.       Альбом «Зеленая аптека»
4.       Консультации для родителей
5.       Дидактическая игра «Фитодоктор»
6.       Загадки о лекарственных растениях
7.       Викторина «Знатоки лечебных трав»
2021-06-22 16:03 2021