НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Баланчукова Е.Н. Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством конструкторов «нового поколения» и робототехники

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf



Как сделать образовательный процесс интересным и увлекательным для дошкольников? Пожалуй, это один из самых серьёзных и значимых вопросов, стоящих не только перед современным детским садом, но и в целом перед образованием. Зачастую у ребенка отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, отсюда идет снижение освоения программного материала. Исправить сложившуюся ситуацию возможно, если создать такие условия, при которых ребенок имел бы возможность совершать, хотя бы маленькие, но открытия.
Конструирование и робототехника - это универсальные инструменты для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС ДО. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования и конструкторов - это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового поколения.
Результаты психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г. И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции [3].
Актуальность проблемы внедрения в деятельность дошкольных образовательных учреждений технического направления работы с детьми обусловлена тем, что сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, осуществляющих огромную помощь людям и заменяющим им физический труд большого количества людей или умственный труд, требующий большой концентрации внимания и математической точности. Одной из сегодняшних проблем в России является недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования, поэтому президент России В. В. Путин отметил необходимость введения популяризации профессии инженера.
Конструирование и робототехника уже давно доказали свою эффективность и как инструмент вовлечения детей в научно-техническое творчество и как образовательная технология посредством которой закладываются основы системного мышления, приобретаются и закрепляются знания естественно-научного цикла.
В нашей стране, к сожалению, образовательная робототехника пока не стала неотъемлемой частью учебного процесса, она до сих пор воспринимается как некая «диковинка». Среди факторов, сформировавших подобную ситуацию, можно выделить следующие:
- низкая информированность о возможностях образовательной робототехники и способах её применения на разных ступенях образования;
- относительно малая пропаганда робототехники как педагогического инструмента;
- недостаточный объём методических изданий позволяющих органично встраивать робототехнику в систему дошкольного образования
- ограниченный бюджет образовательного учреждения и поэтому недостаточный развивающий потенциал образовательной среды;
- отсутствие необходимых инженерных навыков у педагогов препятствует оказанию полноценной поддержки детям, которые хотят полноценно и всесторонне осваивать сенсорную автоматику и технику.
Современные требования времени и общества к информационной компетентности постоянно возрастают. Ребенок должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Робототехника и конструирование в детском саду – не просто занятия, а мощный инновационный образовательный  и воспитательный инструмент, который показал высокую эффективность в процессе социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Будучи перспективой школьного обучения помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игровой деятельности к учебной менее болезненным и более эффективным. Подобные занятия - это своеобразная тренировка навыков, на этом этапе мы уже сможем увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы  нашей стране. 
Таким образом, обозначенная проблема является актуальной. Перспективность ее разработки состоит в том, что выросшие дошкольники позволят вывести наш регион на более высокие уровни по цифровизации и созданию собственных технических разработок в области программирования и моделирования. И задача  развития конструктивных способностей и технических умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе ДОО конструкторов «нового поколения» и робототехники является одной из важных задач, стоящих перед педагогическим сообществом.
Библиографический список:
1.       Венгер Л.А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11.-С. 32-38.
2.       Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие, г. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017
3.       Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
4.       Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008.
5.       Емельянова И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно игровых комплексов. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.




2022