Актуальные вопросы дошкольного образования

Рашидова А.А. Значение игры для развития детей раннего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Рашидова А.А. Значение игры для развития детей раннего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Раннее детство (ранний возраст, преддошкольный возраст) - это период психического развития ребенка от 1 года до 3 лет; время, когда происходит активное физическое, психическое и речевое развитие малыша, и особую роль в развитии ребенка берет на себя игра. Ранний дошкольный период является временем интенсивного развития детей.

Современная наука уделяет много внимания разработкам теории развития личности в дошкольном возрасте, однако при этом недостаточно уделяется внимании организации игровой деятельности как условию развитию личности ребенка раннего дошкольного возраста.

В образовательной практике имеется методическое обеспечение развития личности детей, но при этом уровень теоретической разработанности развития личности недостаточно связан с организацией игровой деятельности.

На лицо противоречие на научно педагогическом уровне между уровнем теоретической разработанности развития личности детей раннего дошкольного возраста и недостаточностью теоретической разработанности организации в данном процессе игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Игра, будучи естественной частью жизни ребенка, играет важную роль в этом процессе. В данной статье мы проведем анализ значимости игры для развития детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим ее воздействие на различные сферы развития и предложим практические методики для родителей и педагогов.

Игра - это способ для детей проявить свою физическую активность. Они бегают, прыгают, лазают, катаются на велосипедах и многое другое. Это помогает им развивать координацию движений, силу, гибкость и выносливость. Подвижные игры также способствуют укреплению мышц и костей, что является важным аспектом физического развития детей. Игра способствует развитию воображения, творческого мышления, эмоциональной стабильности и саморегуляции у детей. В процессе игры дети пробуют разные роли, выражают эмоции, учатся понимать себя и других, что формирует их личностные качества.

Игровая деятельность является средством социализации. В ходе игры дети учатся сотрудничать, делиться, уважать точку зрения других, что способствует формированию навыков общения и социальной адаптации.

Игра несет в себе огромный образовательный потенциал. Она способствует усвоению базовых знаний, развитию речи, математических представлений, творческих способностей и других когнитивных навыков у детей.

Для родителей и педагогов рекомендуется уделять внимание разнообразию игровых сценариев, обеспечивать доступ к игрушкам и материалам, способствующим развитию различных навыков, а также участвовать в играх вместе с детьми, поддерживая их и стимулируя к творческому подходу к развлечениям.

Оценка эффективности игры для развития детей раннего дошкольного возраста может быть проведена с использованием различных методов и инструментов. Вот несколько способов оценки эффективности игры:

1. Наблюдение: Наблюдение за детьми во время игры может помочь оценить их участие, активность, взаимодействие друг с другом, а также их способность использовать выученные навыки в игровой ситуации.

2. Анкетирование: Родители или педагоги могут заполнять анкеты, в которых они оценивают изменения в поведении и навыках детей после участия в определенных игровых активностях.

3. Визуальные материалы: Съемка видео или фотографии детей во время игры могут быть использованы для последующего анализа и оценки их поведения, взаимодействия и использования различных навыков.

4. Оценка достижений: Проведение тестов или заданий до и после участия в определенных игровых активностях может помочь оценить изменения в когнитивных навыках детей.

5. Обратная связь от участников: Получение обратной связи от самих детей после игры может помочь понять, насколько им было интересно, полезно и вдохновляюще участвовать в этой игре.

6. Сравнение с целями развития: Оценка эффективности игры может быть проведена путем сравнения достижений детей в игровых ситуациях с целями развития, которые были установлены для данного возраста.

Помните, что оценка эффективности игры должна быть комплексной, учитывая физическое, эмоциональное, социальное и когнитивное развитие детей. Также важно принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка при оценке эффективности игры.

В целом, игра играет непререкаемую роль в жизни детей раннего дошкольного возраста, влияя на все сферы их развития. Она является не только источником радости, но и мощным инструментом, способствующим всестороннему формированию личности ребенка. Родители и педагоги имеют уникальную возможность использовать игровой процесс в качестве основы для стимулирования умственного, физического и эмоционального развития детей, создавая благоприятную среду для гармоничного воспитания и роста каждого малыша.

Список литературы:

1. Браун С. Воган К. Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье / Стюарт Браун, Кристофер Воган; пер. с англ. Т. Мамедовой. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 192 с.

2. Хёйзинга, Йохан. Homo ludens. Чеовек играющий / Сост., предисл. И пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. - 2015. - 416 с.

3. Ценёва М.А. Влияние изобразительной деятельности на развитие у детей раннего возраста сенсорных способностей // Научное отражение. - 2016. - № 1 (1). - С. 42-44
2024-03-06 08:48 2024