НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Василик А.А. Играя, развиваемся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли многие ученые. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей раннего возраста.
Новорожденный имеет сформированные органы чувств. Однако, пока они не способны к активной деятельности. Умение получать достоверную информацию через органы чувств — это целая наука, которой ребенок будет обучаться постепенно. На восприятие мира направлена сенсорная система: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.
Дети младшего возраста только начинают познавать мир. Им интересны все окружающие объекты. Дети становятся очень любознательными. У них формируются представления о запахах, вкусах, звуках, первые понятия о размерах, формах и положении предметов. Малыши учатся манипулировать объектами. Развитие органов чувств происходит быстрыми темпами.
Значение первых представлений очень велико. Этот период считается наиболее благоприятным для совершенствования представлений об окружающем мире. Задача взрослых — максимальное развитие органов чувств малыша.
К основным методам обучения сенсорной деятельности детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. Игровой метод – самый эффективный, поскольку игра - единственный не насильственный способ заинтересовать ребенка в выполнении каких - либо действий, направленных на его развитие; в процессе игры малыш легко и быстро усваивает даже сложную информацию. Дети с удовольствием занимаются только тем, что им нравится самим.
Необходимо отметить, что сама по себе игра не дает большого положительного эффекта, так как игрой, особенно когда речь идет о воспитании ребенка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких – либо качеств личности ребенка, в том числе и сенсорном развитии, подразумевает применение определенных методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций, которые в совокупности воздействуют на воспитание ребенка. Чтобы игра была активно принята детьми и принесла им не только радость, но и пользу, нужно умело ее донести. Для этого необходимо понимание психологических особенностей игры и предварительная подготовка к ее проведению (составление четкого плана, мысленное проигрывание). Важно также понимать воспитательное значение каждой игры. Одним из главных условий всех игр – добровольное участие детей. Особенностью всех игр должно быть то, что в них «центром притяжения» будет являться взрослый. Воспитатель должен заражать детей своей увлеченностью, игра в присутствии воспитателя должна нести радость детям.
Чем лучше у ребенка развиты сенсорные способности, тем выше уровень его интеллектуального развития, тем успешнее он будет учиться в школе.
Повышение уровня сенсорного развития дошкольников необходимо осуществлять, проводя системную работу в этом направлении. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, следовательно, воспитателю необходимо владеть системой игр, развивающих сенсорные способности детей.
Система специально подобранных игр, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста, призвана помочь развитию следующих способностей:
- умение обследовать предметы, используя все органы чувств, выделяя их цвет, величину, форму;
- умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними;
- внимания и наблюдательности;
- воображения, памяти зрительной, слуховой, моторной, образной и др.
- умение сравнивать, группировать предметы;
- умение сопоставлять, обобщать.
- умению социально и эмоционально взаимодействовать друг с другом.
В раннем детстве усвоение знаний должно происходить систематически. При планировании сенсорных игр по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития. Сенсорные игры с детьми первого года жизни проводится ежедневно или через день, с детьми от 1 года до 3 лет - 1-2 раза в неделю. Большой интервал нежелателен. Необходимо закрепить полученные знания в самостоятельной деятельности. Игры с детьми третьего года жизни проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. Продолжительность 10 – 15 минут.
Число занимающихся детей может быть разным - от 3-4 до 6-8, в зависимости от возраста и степени развития.
При проведении работы по сенсорному развитию детей раннего возраста следует выполнять основные дидактические принципы.
При проведении игр основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Продуктивность работы во многом зависит от эмоциональности их проведения. Дети этого возраста не способны заставить себя сделать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Всё, что используется для работы должно иметь привлекательный вид: яркие, цветные кубики, шарики, пирамидки, интерес к игре повышается, когда содержание побуждает к действию для достижения результата.
Один из основных принципов, на основе которого строится работа с детьми раннего возраста - применение наглядности в сочетании со словом. Когда взрослый называет предмет, его качество или действие с ним, ребёнок получает не только зрительные впечатления, но улавливает на слух его словесное обозначение.
Важно соблюдать принцип активности детей во время игр. Дети должны осваивать окружающие предметы действенным путём - потрогать, погладить, попробовать на вкус. Хорошо известно, что знания, получаемые только словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны.
Сенсорные игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения непосредственно образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений в процессе самостоятельной деятельности, в режимных моментах.
От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений и жизненного опыта.
Тел.: 89876774654, e – mail: arodionchik@mail/ru

Библиографический список

1.       Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста. – М.: Линка – Пресс, 1999. С –68.
2.       Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом / И.А. Лыкова, Н.К. Гаранина //Управление ДОУ. - 2010. - № 5 С –108.
3.       Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей / И.Ю. Нечаева //Справочник старшего воспитателя. - 2010.- № 1. С –58
4.       От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой. – 2 изд., испр. и доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012. С –332.
5.       Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет // Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика – Синтез, 2003. – С – 95.
6.       Мутагорова С.Н., Безуглая И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования / С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая // Воспитатель ДОУ. - 2010г. -№ 9. С – 7.
7.       Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста // Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. С –112.
e-mail mdou_142@mail.ru
тел. 8352311299
2017