Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf
Согласно ФГОС НОО, результатом образования является овладение младшими школьниками набором универсальных учебных действий (УУД) [1]. В свою очередь, сформированные УУД обеспечивают возможность младшим школьникам самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Особое место занимают коммуникативные учебные действия. Проблема формирования у младших школьников умения взаимодействовать в групповой работе достаточно актуальна на современном этапе школьного образования.
А.Г. Асмолов выделяет три группы коммуникативных универсальных учебных действий.
1) Коммуникация как взаимодействие. Первая группа – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
2) Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
3) Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии [2].
В литературе учебное сотрудничеством называется непосредственно эмоциональное общение со взрослым, как универсальным источником тепла, заботы, понимания, доброжелательности, защиты и принятия ребенка в самоценности его уникального существования.
Учебное сотрудничество создает условия для всестороннего развития познавательных способностей младших школьников, развивает инициативность. Дети в такой форме учатся решать совместные задачи, договариваться между собой, учатся внимательно слушать друг друга, выражать согласие и несогласие с различными высказываниями участников группы, высказывать свое собственное мнение и предлагать свои идеи, распределять роль и обязанности, выбирать лидера группы. Также учатся делать выводы мнений своих товарищей и приходить к общему решению. Развиваются ораторские способности учащихся.
Эффективное формирование взаимодействия будет успешно осуществляться тогда, когда учитель учитывает возможности проведения групповой работы, организовывает саму коммуникативную деятельность, распределяет роли между учениками или просит сделать это самих учащихся. Групповая работа требует высокой степени самостоятельности и инициативности от учеников и умелой организации от учителя.
Групповая работа понимается форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление педагогических условий, обеспечивающих успешное формирования у младших школьников умения взаимодействовать со сверстниками в групповой работе.
Мы предположили, что умение взаимодействовать со сверстниками в групповой работе будет протекать успешно при включении детей в обсуждение правил работы в группе и использовании проблемных, творческих заданий для выполнения в группе.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Гимназия № 6». В эксперименте участвовали 28 детей 3 класса.
Для диагностики умения взаимодействовать нами была использована методика «Город». Результаты диагностики с использованием данной методики свидетельствуют о том, что учащиеся имеют среднюю и низкую степень сформированности умения взаимодействовать в групповой работе со сверстниками, большинство учащихся могут высказывать свое мнение, выражать свое согласие или несогласие, умеют приходить к одному общему мнению и не всегда выполняют групповую работу совместно. В то же время, в этом классе много учащихся с низким уровнем умений сотрудничества в групповой работе. Также трое учащихся не смогли достигнуть планируемых результатов и двое детей имеют высокую степень сформированности умения взаимодействовать в групповой работе со сверстниками.
Целью диагностики с использованием методики «Рукавички» Г.А. Цукермана [3] было изучение способности младших школьников согласовывать усилия в совместной деятельности. Результаты парной работы свидетельствуют о том, что испытуемые экспериментального класса имеют среднюю и низкую степень сформированности умения взаимодействовать в парной работе со сверстниками, т.к. у учащихся недостаточно сформированы навыки взаимного контроля в паре, также взаимопомощи, но у них сформировано на высоком умение договариваться и приходить к одному мнению.
Для формирования у младших школьников умения взаимодействовать со сверстниками в групповой работе была разработана программа. Программа формирующего эксперимента была построена с учетом выдвинутых гипотетических предпосылок. Мы исходили из того, что для формирования у младших школьников умения взаимодействовать в групповой работе со сверстниками необходимы задания, предполагающие обязательное наличие дискуссии, соответствующие интересам младших школьников; состав группы, предполагающий наличие взаимного принятия; совместное обсуждение правил, алгоритмов, целей, обязанностей. Программа ставила своей целью реализацию педагогических условий по формированию у младших школьников умения взаимодействовать в групповой работе и была рассчитана на 4 недели (таблица 1).
Таблица 1 – Программа формирующего эксперимента
Этапы
Мероприятие
Цель
Содержание и методы
Учимся договариватьсяБеседа «Правила работы в группе»
Формирование представлений детей о правилах работы в группе
Беседа о правилах работы в группе, что такое правило, зачем эти правила нужны, какие бывают правила. Беседа проводиться на основе ситуаций. Конкретные правила представлены на доске.
Учимся работать сообща
Беседа «Условные знаки и план работы в группе»
Формирование представлений детей о плане и условных знаках при групповой работе
Беседа об условных знаках, о том, что это такое, их предназначение, необходимость использования в группе, какие условные знаки могут быть использованы в групповой работе. Также беседа включает в себя дискуссию о плане работы в группе. Условные знаки и план работы представлены на доску. Дети демонстрируют, как можно создать условные обозначения.
Применяем новые знания на практике
«Ковер»
Формирование умений группового взаимодействия в ситуации задачи, выполняемой по образцу
Практическое занятие. Класс делится на разные группы. У каждой группы одинаковый набор различных фигур из цветной бумаги. Детям предлагается образец изделия «Ковер». В ходе обсуждения выявляются основные признаки ковра. Групповая работа сменялась самостоятельной, в ходе которой учащиеся договаривались между собой, организовывали деятельность друг друга.
Открытка на 8-е марта
Формирование умений взаимодействия в ситуации выполнения творческого задания в группе
Практическое занятие. Класс делится на группы по желанию детей. Была поставлена задача: сделать совместную открытку на 8-е марта. Дети обсуждали идеи, распределяли роли, назначали ответственных, выполняли совместную работу, договариваясь между собой.
«Сердце коллектива»
Формирование умений взаимодействия в ситуации выполнения творческого задания в группе
Практическое занятие. Класс делится на группы по желанию детей. У каждой группы есть контур вырезанного из бумаги сердца. Учитель отмечает, что это сердце коллектива (группы), его необходимо заполнить. На столах у каждой группы есть набор цветной бумаги, карандашей фломастеров и т.д. Дети договариваются между собой, выявляют, что необходимо сделать на изделии, приходят к общему мнению и выполняют работу совместно.
В ходе проведенных занятий дети вели себя активно, стали больше сотрудничать между собой, уступать друг другу, договариваться. При проведении коллективных заданий учащиеся стали проявлять инициативность, помогать другим товарищам в выполнении задания, активно обсуждать точки зрения других членов группы.
На контрольном этапе нами был использован метод диагностических ситуаций на примере методик «Рукавички» Г.А. Цукерман и «Весна», направленных на выявление умения у младших школьников взаимодействовать в групповой работе со сверстниками.
Результаты реализации программы показали положительные изменения в показателях взаимодействия в групповой работе младших школьников Учащиеся стали лучше понимать друг друга, понимать роль правил в групповой работе со своими товарищами, научились договариваться между собой, высказывать свое мнение, принимать мнения своих товарищей, соглашаться с ними или опровергать и доказывать. Научились выполнять работу совместно, работая сообща, приходить к одному общему мнению. Начали контролировать себя и других членов группы. Эмоциональное отношение к групповой работе со сверстниками у младших школьников стало более позитивным, групповая работа приносила детям удовольствие.
Можно сделать вывод, что реализованная работа успешно повлияла на взаимодействие в групповой работе, а гипотеза исследования подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;) в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922, свободный (дата обращения: 13.02.2018). – Загл. с экрана.2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А.Цукерман. – М.: Знание, 1985. – 80 с.