Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Носкина Л.Д. Планирование индивидуальной исследовательской и проектной работы обучающихся по предмету «Музыкальная литература» в учреждении дополнительного образования детей и взрослых

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос о совершенствовании методов работы педагога в системе дополнительного образования. Сегодняшний обучающийся в учреждениях дополнительного образования – это новый человек своего времени, новая личность в прямом смысле. Мне бы хотелось обратить внимание на такой аспект, каковым является исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Вот уже на протяжении последних пяти лет я занимаюсь активно этим вопросом, потому что к выбору такой проблемы меня привела сама действительность. Не секрет, что дополнительное образование финансируется по остаточному принципу, порой не хватает средств для достойного материально – технического оснащения учебного процесса. Современный ученик – это новый формат обучающегося. Педагог не должен являться транслятором информации, так как она доступна сегодня в любое время, и наши ученики смогут ещё до того, как педагог закончит объяснять тему, найти информацию в сети интернет, или в других электронных и печатных книгах, учебниках.
Особенностью ребёнка является то, что ему с раннего возраста всё интересно. Правда, как показывают наблюдения, такой активный интерес с годами постепенно угасает и уже не столь большое количество обучающихся хочет активно и с огромным желанием познавать что – то новое. Чтобы искорка стремления к познанию не угасла, мы – педагоги должны пересмотреть свои педагогические технологии и стремиться, прежде всего к тому, чтобы понять своих учеников, услышать их, и чтобы они нас понимали. А для этого очень сильно нужно любить детей и свою работу.
Каждый день хороший преподаватель чему – то учится. Современный педагог - это развивающийся педагог, который, соответственно, постоянно читает новую информацию, перерабатывает её, находит интересные факты, которые записывает себе куда – то для того, чтобы сообщить их своим ученикам. При этом нужно учесть, что при выборе информации он должен опираться на ответственные и очень авторитетные источники. И естественно преподаватель, который очень требовательно относится к себе, к своей профессии, старается максимально раскрыть возможности обучающихся. Так, большое пространство для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала представляет собой исследовательская и проектная деятельность обучающихся, которая прописана в профстандарте педагога дополнительного образования
Одним из требований в реализации образовательных программ является развитие у обучающихся универсальных учебных действий, основная идея которых - становление в процессе учёбы способности к саморазвитию, и мы продолжаем своё саморазвитие на каждом уроке. Существуют разные виды универсальных учебных действий, которые развиваются абсолютно на любом уроке: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Каким же образом эти действия можно развивать в урочное и внеурочное время? Исследовательская деятельность – деятельность, направленная на получение обучающимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научно – исследовательской деятельности. Одним из факторов для неё является субъективно новое представление обучающегося о чём – либо. Мы говорим: учебно – исследовательская деятельность, потому что мы получаем не объективно новое представление, не объективно новые знания, а именно субъективные – они новыми являются для ученика. Они не будут преподнесены обучающемуся, а он сам будет эти знания добывать, пользуясь научными методами. Исследовательская деятельность ученика – это особая образовательная технология, которая предполагает решение обучающимся исследовательской, творческой задачи под руководством педагога (тьютора), в ходе которого реализуется единый этап. Эта технология состоит из определённой последовательности подпунктов (действий):
·          изучение теоретического материала;
·          выделение проблемы, постановка целей, задач исследования;
·          формулировка рабочей гипотезы;
·          освоение методики исследования;
·          сбор собственного материала;
·          обработка собранного материала;
·          обобщение, анализ, выводы.
Результатом становится представление собственной исследовательской работы.
Помимо исследовательской деятельности, часто на уроке и во внеурочное время мы работаем над проектами, то есть занимаемся проектно – исследовательской деятельностью обучающихся, которая является необходимым образовательным компонентом образовательного процесса. Проектная деятельность направлена на выявление необходимости и создания новых объектов. Если исследование – это получение нового знания, то проект – это создание какого – либо объекта. Совместная познавательно–творческая и игровая деятельность – это всё тоже является проектной деятельностью обучающихся. Главная же суть в том, что она имеет общую цель, согласованные методы, согласованные способы деятельности, направленные на достижение какого – либо общего результата.
Существуют несколько типов работ: компилятивная, реферативная, проект, экспериментальная, исследовательская и другие. Например, - компилятивная. Что означает компилятивная работа? Это работа, в процессе которой мы просто собираем информацию и собрать нам надо её как можно больше: мы открываем интернет, как сейчас делают многие школьники, и скачиваем кучу ссылок на всё, что нас интересует по теме. Дальше все эти ссылки объединяем (сливаем) в один текст, суммируем, и у нас и получилась компилятивная работа.
Рефератом является немного другая работа. Компилятивные и реферативные работы – это далеко не одно и то же. Написание хорошего научного реферата предполагает большое вложение труда: это работа с источниками, на основании которых обучающийся составляет рассказ. Рефератом мы можем назвать то, что в обычной учебной деятельности мы называем докладами. Почему всё -таки реферат не считается компеляцией? В реферативной работе идёт не просто накидка ссылок, копирование с Википедии, а всю информацию надо осмыслить, вычленить главное. Работа с текстом, работа в составлении рефератов – на самом очень сложная: учить ребят вычленять главное, учить ребят из многих – многих источников выбрать то, что нужно, прежде всего, на первом этапе педагогу, - это тоже, в общем – то сложная творческая работа. Доклад далёк от реферата, но хороший доклад, по сути своей, и может быть рефератом.
Следующим этапом в планировании работы с обучающимися в научном направлении является проект. Как мы с вами помним, проект – это получение какого – то объекта – достижение результата. Когда мы говорим об исследовательской деятельности учащихся с точки зрения педагога, для нас всегда исследовательская работа будет проектом, в любом случае даже для ученика это будет новый какой – то проект, поскольку завершённый продукт. Основная цель проекта – это достичь какого – то результата конкретного, реально ощутимого, то есть наличие готового интеллектуально - творческого продукта. Исследование же является частью проекта. А теперь давайте с вами посмотрим, как исследовательская и проекто - исследовательская работы могут вписаться в образовательную среду школы?
Практически, на каждом уроке происходит включение обучающихся в поисковую активность, которая предполагает со стороны педагога проблемный вопрос к своим ученикам, а они активно ищут ответ на поставленный вопрос. Данная технология позволяет в минимально короткий срок переключить внимание ребят, у которых как мы знаем, существуют разные виды памяти, разные виды способов познания, - для того, чтобы они немножечко напряглись. Но бывают зачастую такие ситуации на уроках, когда ученики сами задают вопросы и на них же совместно активно находят ответы.
Следующим вариантом развития событий в школе является индивидуальный проект, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающегося: учебное исследование или учебный проект, который выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (или тьютора), то есть специально сопровождающего лица по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов. Одним из ключевых моментов современных стандартов являются метапредметные знания. Исследовательский индивидуальный проект предполагает наличие знаний нескольких предметов. Индивидуальные проекты и исследования могут быть самыми разными. Они, возможно, являются самым первым уровнем в практической работе с обучающимися, так как предполагают индивидуальное учебное исследование, которое углубляет знания базового компонента школьной программы.
Следующий уровень – это индивидуальные или групповые учебные исследования по направлению, которое не входит в базовый школьный компонент. Нужно учитывать, что дети у нас разные. С кем – то работаешь для того, чтобы замотивировать ученика на изучение предмета в школе, с кем – то работаешь просто потому, что интересно, а кто – то уже нацелен на более глубокое изучение просто потому, что действительно собирается связать свою жизнь в дальнейшем с выбором профессии по определённому направлению. И эта работа положила начало уже профессиональной ориентации, то есть предмет становится настолько интересным, что уже не можешь остановиться на обычном учебном проекте. Суть защиты любого исследовательского проекта – это понимание всей его глубины.
При работе над учебно – исследовательским проектом важным становится выбор темы. И тему выбирает сам обучающийся: он самостоятельно ставит проблему, формирует гипотезу (если таковая имеет необходимостью быть), выбирает объект исследования, анализирует результаты и делает в дальнейшем выводы. На каждом из этих этапов консультационную помощь оказывает руководитель (преподаватель). А вот создание теоретической базы, подбор методики задач, составление плана, подбор методики обработки данных, составление плана презентации – это уже задача руководителя, который понимает, что работа с текстом, с массивами текстов, фактами – это очень серьёзная работа, которая требует совершенно особых методик подхода.
Что получает обучающийся в процессе работы над созданием проекта или исследовательской работы? Прежде всего, он получает навык работы с большими источниками информации, навык выделения самого главного из текста; он создаёт проект, который планирует представить (исходя из моей практики), перед своими одноклассниками или другими слушателями в определённой возрастной категории, на которую рассчитан данный интеллектуальный и творческий продукт. Ему важна оценка экспертов, он может показать свои знания в выбранном направлении и самоактуализироваться, самопрезентоваться в социуме. Главное, чтобы проект был понятным и доступным. А педагог, проходя очередной раз через совместную деятельность, учится вместе со своим учеником, оттачивает свой навык до высшего мастерства и продолжает учить детей новому, неизведанному для них.

Библиографический список

1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.

Интернет – ресурс

https://foxford.ru/courses/514/lessons/13573

2019