Библиографическое описание:
Швец Н.А. Экспериментальное исследование возможностей использования нетрадиционных приёмов в работе по стимуляции речевого развития детей раннего возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.
Аннотация. В работе представлены результаты исследования возможностей использования тренажеров Су-Джок в речевом развитии и коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: коррекция, стимуляция, развитие речи, моторика, кинестетические импульсы, специальная педагогика, дошкольный возраст.
Исследования многих отечественных ученых (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, Л.В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствуют развитию речи и имеют большое значение для овладения письмом. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому мы предположили, что наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием Су-джок тренажеры могут использоваться для активизации и развития речи ребенка.
Нетрадиционные методы воздействия воспитателя становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Осознав актуальность данной проблемы, мы начали использовать Су-джок приемы, как нетрадиционный метод коррекции и профилактики речевых нарушений у детей младшей группы детского сада, начиная с 2-х лет.
Су-джок тренажеры – это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. Сами шарики и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров-«ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психо-речевому развитию.
Главные достоинства Су-джок тренажеров:
• Высокая эффективность: при правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд;
• Абсолютная безопасность применения: неправильное применение никогда не наносит вред ребенку – оно просто неэффективно;
• Простота применения.
С помощью шаров-«ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Стимуляция систем соответствия (особенно большого пальца, участок соответствия головному мозгу) способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.
Формы работы по использованию Су-джок стимуляции:
• диагностика и стимуляция точек соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата;
• профилактический ручной массаж кистей и стоп; массаж и самомассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок (массаж проводится с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения);
• использование Су-джок массажеров (шариков).
В начале года было проведено диагностическое обследование речевого развития детей раннего возраста, а также были изучены медицинские карты вновь поступивших. Данные результатов показывают, что у детей, поступивших в дошкольное учреждение, наблюдается в анамнезе пренатальная патология, неблагополучное постнатальное развитие. Многие малыши соматически ослаблены, большинство плохо идут на контакт. Большинство имеют нарушения общей и мелкой моторики, мимических мышц лица, моторики артикуляционного аппарата. После проведения обследования тонких движений пальцев рук детей, их действий с предметами, был выявлен низкий уровень развития мелкой моторики пальцев рук, сформированности действий с предметами.
Автором настоящей статьи был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики пальцев рук. Игровой самомассаж проводился в виде 2-3-х минутных упражнений между основными частями занятия, либо одновременно проговаривая слоги, чистоговорки. Также была сделана подборка различных игр с использованием массажного шарика Су-Джок.
Одновременно ежедневно проводилась пальчиковая гимнастика. Использовались различные потешки, небольшие стихотворные произведения, как традиционные игры и упражнения («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Мы делили апельсин», «Ладушки»), так и придуманные в процессе игры. Большое воздействие оказывают на данный процесс игры с пирамидками, матрешками, кубиками, соленым тестом, пластилином, пальчиковыми красками, конструктором, крупной мозаикой.
Результаты экспериментальной работы
Анализируя результаты работы за первый учебный год с использованием традиционных способов стимуляции речевого развития (нормализация мышечного тонуса и артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, активной речи, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, развитие тактильных ощущений, развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, мозаики, штриховки, лепки, рисования) в параллели с массажем кончиков пальцев, стало очевидно, что регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су-джок оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на развитии речи детей раннего возраста.
Так, в начале и в конце учебного года нами был проведен мониторинг уровня речевого развития детей младшей группы.
Используемая в эксперименте диагностика разработана кандидатом психологических наук, практикующим педагогом-психологом и учителем-дефектологом с детьми дошкольного возраста Верещагиной Натальей Валентиновной, соответствует требованиям ФГОС (п.3.2.2 ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013г.).
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с группой детей 2-3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Выводы (сентябрь): в группу поступило 16 детей. Из них показатели менее 2.2 у 13 человек, что свидетельствует о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту по данной образовательной области.
Среднее значение в интервале от 2.2 до 3.7 у троих детей, что является показателем проблем в развитии ребенка социального или органического генеза.
Показателей выше 3.8 в группе нет.
Выводы (май): в группе показатели менее 2.2 отсутствуют.
Среднее значение в интервале от 2.2. до 3.7 имеется у 8 детей.
Показателям равным и выше 3.8 соответствует развитие 8 детей.
Анализ полученных результатов свидетельствует о целесообразности проведения такого рода работы, базисом которого служит использование как традиционных, так и нетрадиционных инструментов по стимуляции речевого развития детей раннего возраста. Использование Су-джок массажеров в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональною базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. В результате исследовательской работы мы пришли к выводу, что работа по стимуляции речевого развития с детьми раннего возраста с применением дополнительных средств развития мелкой моторики, в частности тренажеров Су-Джок, является эффективной и позволяет комплексно и в системе оказывать стимулирующее воздействие в период интенсивного развития корковых структур головного мозга ребенка.
Швец Н.А. Экспериментальное исследование возможностей использования нетрадиционных приёмов в работе по стимуляции речевого развития детей раннего возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.
Аннотация. В работе представлены результаты исследования возможностей использования тренажеров Су-Джок в речевом развитии и коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: коррекция, стимуляция, развитие речи, моторика, кинестетические импульсы, специальная педагогика, дошкольный возраст.
Исследования многих отечественных ученых (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, Л.В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствуют развитию речи и имеют большое значение для овладения письмом. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому мы предположили, что наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием Су-джок тренажеры могут использоваться для активизации и развития речи ребенка.
Нетрадиционные методы воздействия воспитателя становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Осознав актуальность данной проблемы, мы начали использовать Су-джок приемы, как нетрадиционный метод коррекции и профилактики речевых нарушений у детей младшей группы детского сада, начиная с 2-х лет.
Су-джок тренажеры – это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. Сами шарики и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров-«ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психо-речевому развитию.
Главные достоинства Су-джок тренажеров:
• Высокая эффективность: при правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд;
• Абсолютная безопасность применения: неправильное применение никогда не наносит вред ребенку – оно просто неэффективно;
• Простота применения.
С помощью шаров-«ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Стимуляция систем соответствия (особенно большого пальца, участок соответствия головному мозгу) способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.
Формы работы по использованию Су-джок стимуляции:
• диагностика и стимуляция точек соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата;
• профилактический ручной массаж кистей и стоп; массаж и самомассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок (массаж проводится с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения);
• использование Су-джок массажеров (шариков).
В начале года было проведено диагностическое обследование речевого развития детей раннего возраста, а также были изучены медицинские карты вновь поступивших. Данные результатов показывают, что у детей, поступивших в дошкольное учреждение, наблюдается в анамнезе пренатальная патология, неблагополучное постнатальное развитие. Многие малыши соматически ослаблены, большинство плохо идут на контакт. Большинство имеют нарушения общей и мелкой моторики, мимических мышц лица, моторики артикуляционного аппарата. После проведения обследования тонких движений пальцев рук детей, их действий с предметами, был выявлен низкий уровень развития мелкой моторики пальцев рук, сформированности действий с предметами.
Автором настоящей статьи был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики пальцев рук. Игровой самомассаж проводился в виде 2-3-х минутных упражнений между основными частями занятия, либо одновременно проговаривая слоги, чистоговорки. Также была сделана подборка различных игр с использованием массажного шарика Су-Джок.
Одновременно ежедневно проводилась пальчиковая гимнастика. Использовались различные потешки, небольшие стихотворные произведения, как традиционные игры и упражнения («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Мы делили апельсин», «Ладушки»), так и придуманные в процессе игры. Большое воздействие оказывают на данный процесс игры с пирамидками, матрешками, кубиками, соленым тестом, пластилином, пальчиковыми красками, конструктором, крупной мозаикой.
Результаты экспериментальной работы
Анализируя результаты работы за первый учебный год с использованием традиционных способов стимуляции речевого развития (нормализация мышечного тонуса и артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, активной речи, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, развитие тактильных ощущений, развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, мозаики, штриховки, лепки, рисования) в параллели с массажем кончиков пальцев, стало очевидно, что регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су-джок оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на развитии речи детей раннего возраста.
Так, в начале и в конце учебного года нами был проведен мониторинг уровня речевого развития детей младшей группы.
Используемая в эксперименте диагностика разработана кандидатом психологических наук, практикующим педагогом-психологом и учителем-дефектологом с детьми дошкольного возраста Верещагиной Натальей Валентиновной, соответствует требованиям ФГОС (п.3.2.2 ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013г.).
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с группой детей 2-3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Выводы (сентябрь): в группу поступило 16 детей. Из них показатели менее 2.2 у 13 человек, что свидетельствует о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту по данной образовательной области.
Среднее значение в интервале от 2.2 до 3.7 у троих детей, что является показателем проблем в развитии ребенка социального или органического генеза.
Показателей выше 3.8 в группе нет.
Выводы (май): в группе показатели менее 2.2 отсутствуют.
Среднее значение в интервале от 2.2. до 3.7 имеется у 8 детей.
Показателям равным и выше 3.8 соответствует развитие 8 детей.
Анализ полученных результатов свидетельствует о целесообразности проведения такого рода работы, базисом которого служит использование как традиционных, так и нетрадиционных инструментов по стимуляции речевого развития детей раннего возраста. Использование Су-джок массажеров в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональною базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. В результате исследовательской работы мы пришли к выводу, что работа по стимуляции речевого развития с детьми раннего возраста с применением дополнительных средств развития мелкой моторики, в частности тренажеров Су-Джок, является эффективной и позволяет комплексно и в системе оказывать стимулирующее воздействие в период интенсивного развития корковых структур головного мозга ребенка.