Пономарева А.Д. Проблема личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с ребёнком
Библиографическое описание: Пономарева А.Д. Проблема личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с ребёнком // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
На современном этапе личностно-ориентированное взаимодействие характеризуется изменениями, связанными с модернизацией образования и широких слоев населения. Этот период можно охарактеризовать как период социальных и культурных изменений, период поиска и формирования новых духовных ценностей. Важнейшей задачей современности является воспитание активной, творческой личности и создание условий для развития индивидуальных качеств детей. На смену авторитарному характеру педагогической деятельности приходит практика личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. Большинство учителей владеют теоретическими основами и технологиями использования данного подхода в образовательном процессе. Многие учителя и директора общеобразовательных учреждений считают его одним из самых современных методов организации педагогической деятельности. На первый план выдвигается парадигма личностно-ориентированного образования, по-новому учитывающая идеи гуманистической философии, педагогики и психологии. В статье рассмотрена проблема личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с ребёнком.
В связи с растущими требованиями современного общества к системе образования проблема личности педагога и специфики его взаимодействия с детьми остается одной из самых актуальных. [5]
Однако очень часто действия, установки и стереотипы педагогов не позволяют перестроить их педагогическое взаимодействие на уровень партнерской позиции. У практиков до сих пор нет четкого представления о целях, задачах, методах и содержании работы с детьми в рамках личностно-ориентированной педагогики. Практическая педагогика продолжает ориентироваться на «среднего» ребенка, что противоречит представлению о развитии индивидуально-личностных качеств дошкольника в свете Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
В разрешении этих противоречий важная роль отводится личности педагога, его умению строить взаимодействие с детьми таким образом, чтобы, учитывая особенности каждого ребенка, его интересы, создавать благоприятные условия для его развития. Такое взаимодействие основано на идеях личностного подхода. Суть ее заключается в признании ребенка полноценной личностью с момента рождения, обладающей, как и всякий взрослый, качествами оригинальности, неповторимости, богатством желаний и возможностей. [8]
Идеи личностного подхода раскрываются в личностно-ориентированных технологиях, таких как: «Педагогика сотрудничества», «Человеко-личностная технология Ш.А. Амонашвили», «Личностно-ориентированная технология В.А. Петровского и др.
Категории «взаимодействие» и «воздействие» как основные функциональные единицы образовательного процесса рассматриваются в исследованиях И.А.Зимнея, И.И. Кобзарева, Л.Н. Перелыгина, Е. Н. Шиянова и др. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ребенку, предъявление ему определенных требований или предложений. Педагогическое взаимодействие определяется как совместные действия, осуществляемые учителем и учащимся, для которых характерны субъектность, неприятие прямых и насильственных педагогических воздействий, в результате которых реализуются личностный рост и развитие учащегося. [11]
Психологическим условием осуществления взаимодействия является диалог, основными нормами и принципами организации которого являются: эмоционально-личностная открытость партнеров по общению, психологическое отношение к текущим состояниям другого, безоценочность, доверительность и искренность. в выражении чувств и состояний (Г.А. Ковалев, Т.А. Флоренская).
Суть личностно-ориентированной парадигмы образования, таким образом, состоит в следующем: отношение к человеку как к сложной саморазвивающейся системе, признание уникальности и уникальности каждой личности, их самоценности; в смещении целевых установок образования с целью создания условий и помощи в развитии и самореализации личности в целом, а не только ее компьютеризации; в изменении положения и места ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его действий; в признании диалогического, гуманистического и аксиологического начал как основных принципов организации педагогического процесса. [4]
Данные технологии ставят личность ребенка в центр всей образовательной системы, обеспечивая ему комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития и реализации его природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только тема, но и приоритетная тема; это цель образовательной системы, а не средство для достижения какой-то абстрактной цели.
Человекоцентрированная технология является воплощением гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога находится уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих способностей (самореализации), открытая для восприятия новых впечатлений, способная к осознанному и ответственному выбору в различных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи знаний и социальных норм учащемуся в традиционных технологиях, здесь главной целью обучения и воспитания провозглашается достижение личностью вышеуказанных характеристик. [12]
В традиционных образовательных системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном обучении - понимание и взаимопонимание. Библер объясняет разницу между этими двумя явлениями так: при объяснении имеется только одно сознание, один субъект, один монолог; в понимании: два субъекта, две совести, взаимопонимание, диалог. Объяснение — это всегда взгляд сверху вниз, всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. [9]
Основная идея состоит в том, чтобы перейти от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основное отношение педагога – общение, взаимопонимание.
Особенность целевой парадигмы личностно-ориентированных технологий заключается во внимании к свойствам личности, ее формированию и развитию не по чужому заказу, а по природным способностям. [1]
Суть личностно-ориентированной образовательной парадигмы заключается в признании своеобразия субъективного опыта ребенка, самоценности периода детства. Основой построения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка.
В настоящее время теоретико-методическая подготовка специалистов дошкольного образования по личностно-ориентированному взаимодействию с детьми недостаточна. В профессиональной деятельности педагогов авторитарная или смешанная позиция чаще всего проявляется в процессе непосредственно учебной деятельности. Необходима коррекция теоретической компетентности педагогов и формирование их профессионально-методической подготовки к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми. [7]
Литература
1.Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
2.Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
3.Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
4.Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
5.Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
6.Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
7.Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 396 с.
8.Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 158 с.
9.Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с
10.Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
11.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
12.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с