Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Максимова Е.В., Ибятуллина Ф.Э. Социализация старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр в дошкольной образовательной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Социализация – это процесс становления личности. Основным результатом социализации старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, обязанностям, социальным ролям. Социализация детей в ДОО осуществляется педагогами посредством дидактических игр, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игры важны для развития психических процессов у детей. В связи с особенностями развития детей с ОВЗ они особенно нуждаются в целенаправленном обучении.
В процессе работы со старшими дошкольниками с ОВЗ, особое внимание уделяется развитию у них связной и диалогической речи, общей и мелкой моторики, а также внимания, памяти, мышления. Средством обучения связной речи является рассказывание детей, овладение грамматическим строем, практическое умение пользоваться ус­военным языковым материалом.
Дидактические игры, представленные ниже, представляют собой многоплановое, сложное явление: они являются и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и игровой самостоятельной деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребенка. Игра помогает детям развивать связную речь, знакомиться со звуковой стороной слова, быть добрым, справедливым, и чутким. Сказки писателей разных стран закладывают в детях своеобразный «нравственный урок», и именно при помощи сказок взрослые формируют нравственные представления на примере их анализа, поступков сказочных героев.
В дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Именно в группе детского сада начинают складываться межличностного отношения. Формируя у детей четких представлений о «хорошем» и «плохом», анализируя и разбирая различные ситуации взрослый разъясняет, что хорошо, а что плохо. Это и является основой формирования этических представлений.
Именно в дошкольном возрасте педагогу необходимо проводить работу, направленную на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком желаний и собственных потребностей. В процессе игр педагог помогает детям ориентировать и актуализировать собственные желания, формировать потребности в благе для других людей.
1. Дидактическая игра «Волшебница – Курочка Ряба»
Цель: формирование связной речи.
Задачи: -развивать общую и мелкую моторику рук;
- развивать грамматический строй речи;
-формировать умение составлять описательный рассказ;
-обогащать и активизировать словарь детей.
Оборудование: корзина (лукошко), пластиковые контейнеры желтого цвета из киндер – сюрприза, игрушки.
Форма игры: индивидуальная, групповая. Дидактическая игра может быть использована в НОД и носить обучающий характер. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом игрушки, либо отбирать игрушки по определенной лексической теме.
Описание игры:
Воспитатель:
Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яички другие, волшебные!!!
И снесла Курочка Ряба бабке с дедом много яичек, но яички были не простые, а особенные!
Каждый ребенок
- берет (из лукошка, корзины… пр.) пластиковый контейнер в виде яйца (из киндер-сюрприза), открывает его, достает игрушку.
- рассматривает игрушку, после этого выполняются задания от Курочки- Рябы:
Уровень 1.
- скажи, что это? (далее ребенок описывает игрушку в зависимости от особенностей игрушки: форма, цвет, если это животное, то какое: домашнее или дикое, чем питается и т.п.). Воспитатель по ходу рассказа ориентирует ребенка, помогает ему по необходимости, задавая наводящие вопросы.
Уровень 2.
- назвать первый и последний звук в слове;
- разделить слово (название игрушки) на слоги;
- сказать ласково;
- сосчитать до пяти;
Уровень 3.
Ребенок берет контейнер, достает игрушку, никому не показывая.
- ребенок рассказывает об игрушке, не называя её. Остальные дети должны отгадать игрушку.
- дети отгадывают игрушку, задавая вопросы, при этом ребенок взявший игрушку должен отвечать «ДА» или «НЕТ». (Например, ребенок взял игрушку МАШИНА. Дети задают вопросы: Это животное? Нет. Это транспорт? Да. И т. д.)
2. Дидактическая игра «Кто – Какой?»
Цель: умение сопоставлять сказочного героя с его характерными особенностями и поступками.
Задачи:
- развивать связную диалогическую речь, внимания, образной памяти;
- развитие восприятия, воображения;
- закреплять знания русских народных сказок и сказочных персонажей.
- воспитать любовь к художественной литературе.
Оборудование: картинки со сказочными персонажами (Красная шапочка, Соловей- Разбойник, Дюймовочка, Баба-Яга, Буратино и пр.), смайлики.
Форма игры: индивидуальная, групповая.
Описание игры:
1 Вариант игры.
Воспитатель предлагает поочередно детям картинки с изображениями сказочных героев. Совместно с детьми, нужно вспомнить, что это за сказочный персонаж, из какой он сказки, охарактеризовать его поступки. На изображение нужно положить нужный смайлик.
2 Вариант игры.
Воспитатель раздает поровну по количеству участников картинки с изображением героев сказки. И каждый ребенок рассматривает картинку и рассказывает о данном персонаже. Так же нужно выбрать и положить нужный смайлик.
3 Вариант игры.
Воспитатель (или сами дети) делит детей на команды. Раздаются карточки персонажей поровну. Дети совместно в команде обсуждают персонажей, вспоминают их поступки, и выбирают нужный смайлик. В данном варианте игры присутствует соревновательный элемент.
3. Дидактическая игра «Одень маску…»
Цель: формирование четких представлений о хороших и плохих поступках.
Задачи: - воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость;
- учить анализировать поступки, давать им оценку;
- развивать речь, словарный запас;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение друг к другу.
Оборудование: Маски ХОРОШО, ПЛОХО. (цветные маски сделаны из картона в форме лица, прорезаны отверстия для глаз, для рта. Маска ХОРОШО - уголки рта приподняты вверх, Маска ПЛОХО - уголки рта опущены вниз).
Форма игры: индивидуальная, групповая.
Описание игры:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хороших и плохих поступках. Люди живут рядом друг с другом, общаются, совершают разные поступки. Иногда красивые внешне люди совершают неприличные поступки, ведут себя грубо, неэтично. Такие люди никому не в радость! И, наоборот, есть не очень красивые, но добрые и честные люди. И нам хочется дружить с ними, быть на них похожими. Культурный человек никогда не будет капризничать, кричать! Существует много правил поведения, которые люди должны соблюдать.
Воспитатель: Скажите ребята, а какие вы хорошие поступки совершаете?
- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?
- Случалось ли так, что вы поступали плохо?
- Как вы думаете, мы с вами больше должны стараться совершать хорошие или плохие поступки? Почему вы так думаете?
- Конечно, мы должны совершать только хорошие поступки. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше. Мы с вами должны отличать хорошее от плохого.
Воспитатель читает детям различные ситуации. Дети, внимательно выслушав, закрывают своё лицо одной из масок (хорошо, плохо). Далее идет краткое обсуждение, почему подняли ту, а не иную маску.
Примерные ситуации:
1. У Пети в детском садике был друг Саша. Однажды, Петя, придя в детский сад принес новую красивую машину с музыкой и светящимися фарами. Другу Саше очень понравилась эта машина, и он попросил друга вместе поиграть в неё. Но Петя сказал: «Отойди от меня, Сашка, это моя игрушка, и не дам я тебе ее. Я буду играть в нее один.» (Жадность. Обидел друга)
2. Света была хорошей, доброй и вежливой девочкой. Однажды, гуляя на улице около дома, он увидела, как ее соседка, бабушка - Мария Ивановна, шла из магазина. Она несла две сумки. Бабушке было тяжело подниматься на пятый этаж, и Света предложила помочь донести сумки до квартиры. (Помогла старой бабушке)
3. Коля – второклассник. Он не выучил урок, и учитель поставил Коле двойку в дневник. Дома Коля решил не говорить маме о полученной двойке. (Получил двойку. Обманул маму).
4. Марина всегда ухаживает за своим младшим братом: помогает ему убирать игрушки, учит одеваться, читает сказки ему на ночь. (Ухаживает за младшим братом)
5. Однажды Дима случайно разбил горшок с любимыми мамиными фиалками. Мама очень огорчилась. Дима не сказал правду, а переложил вину на котенка. Котенка поругали. Дима вечером признался маме во всем. К Диминому удивлению, мама не ругала его, а, наоборот, похвалила за то, что он сказал правду. (Разбил вазу и свалил все на кота, но потом признался).
6. Петя прогуливался по парку. Он увидел клумбу с цветами. Так понравились цветы Пете, что он захотел подарить их маме. Он срывал один цветок за другим, собирая красивый большой букет. «Вот мама обрадуется!»- думал Петя. Но прибежал охранник парка, стал ругать Петю за сорванные цветы. Петя не стал слушать охранника и убежал. (Срывал цветы с клумбы)
4. Дидактическая игра «ЦВЕТИК- СЕМИЦВЕТИК»
Цель: - диагностика желаний детей;
- воспитание нравственных черт характера дошкольников, чувств милосердия, доброты, взаимопомощи, сострадания и переживания.
Задачи: - развивать умение дружить, умение делать правильный выбор;
- учить давать характеристику поступкам людей, героев из сказок;
- развивать логическое, аналитическое мышление
- воспитывать чувство коллективизма, умение договариваться;
Оборудование: цветик – семицветик, сшитый из цветного материала, со съемными лепестками (на пуговицах).
Форма игры: индивидуальная, групповая.
Описание игры: Воспитатель вспоминает с детьми сказку В. Катаева «Цветик - семицветик» (или смотрят мультфильм). Далее воспитатель даёт детям задание: «Если бы у тебя был волшебный цветок, ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК, какое бы желание ты загадал?».
Вариант 1: Каждый ребенок, отрывая лист от цветка, загадывает одно желание. Желание произносит с эмоциональной окраской, произнося слова:
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
Обсуждение желания каждого ребенка.
Вариант 2: дети выходят по двое и договариваются, какое ОДНО желание они загадают.
Таким образом, внедрение в воспитательный и учебный процесс игровой деятельности – важная задача коррекции всех психических процессов дошкольников с ОВЗ. Особая роль дидактических игр в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения действенным, эмоциональным, позволяя ребенку получить собственный опыт. При подборе игр важно учитывать особенности детей. Они должны содействовать всестороннему полноценному развитию психики, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками. Обучая посредством дидактических игр, мы учим не так, как нам удобно преподнести учебный материал, а так, как детям интереснее и удобнее его принять.
Библиографический список
1.       М.К.Бурлакова. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений / Бурлакова М.К. – М.: В. Секачев.- 2012.
2.       И.С. Лопухина. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей / Лопухина И.С. – М.: Аквариум.- 1995.
3.       Н. В. Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Нищева Н.В.- М.: ООО «Издательство детство». - 2016.
elena.maksimova22@mail.ru, +7(917)-158-59-67
flyra07051962@mail.ru, +7(927)-743-55-80


2018