Актуальные вопросы начального общего образования

Щербакова С.П. Методическая разработка урока по окружающему миру «О чем расскажет план»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Класс: 3
Программа: «Перспектива»
Раздел: «Радость познания»
Цель: дать представление о плане местности; научить читать план с использованием условных знаков.
Планируемые результаты.
Личностные: учащиеся расширят познавательный интерес к окружающему миру, будут иметь представление о культурном наследии своей страны.
Метапредметные.
Познавательные: научатся выделять существенную информацию из учебного текста.
Регулятивные: научатся понимать учебную задачу, составлять план решения проблемы совместно с учителем, соотносить результат учебного действия с целью, выполнять самооценку, осуществлять коррекцию учебного задания.
Коммуникативные: научатся строить понятные для партнера высказывания, осуществлять взаимоконтроль, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать.
Предметные: научатся читать план местности, различать условные знаки на плане.

Ход урока

1.Мотивационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Я сегодня с радостным настроением пришла к вам на урок и хочу поделиться им с вами. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. А теперь подарите свои улыбки соседу по парте. Мысленно пожелайте друг другу удачи.
-Ребята, а что вы ожидаете от нашего урока?
-Надеюсь, что ваши ожидания оправдаются?
2.Создание проблемной ситуации.
- Ребята, вы любите путешествовать?
-С какой целью человек путешествует?
- Сегодня я предлагаю вам осуществить виртуальное путешествие по бескрайним просторам нашей страны, для того, чтобы посмотреть на нашу Родину с высоты птичьего полета. Какой вид транспорта нам будет нужен? (Самолет)
-Сядьте удобнее и наслаждайтесь полетом. (Просмотр видеоролика)
-Что вы увидели через окно иллюминатора?
- Из окна видно все побережье Черного моря, а вдалеке видны величественные Кавказские горы. А вот что увидел из окна самолета поэт Владимир Степанов (читает ученик).
Если долго – долго – долго
В самолете нам лететь,
Если долго – долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
-Как прекрасна и величественна наша Россия, не так ли?
-Как можно изобразить, то, что вы увидели? (Можно нарисовать, сфотографировать и др.)
- Я предлагаю вам выполнить работу в парах. У вас на партах 3 изображения. (На партах у учащихся лежат следующие изображения: рисунок города (вид сверху), аэросъемка и план местности)
Возьмите их и расположите в следующем порядке:

рисунок

?

аэросъёмка


-Сравните результаты?
-В чем отличительные особенности рисунка от других изображений?
-На рисунке местность изображается такой, какой мы ее видим, когда смотрим перед собой.
-Изображать местность с помощью рисунка люди начали ещё в древности. Первобытный человек еще не обладавший письменностью таким образом передавал информацию о природных особенностях того места, где он охотился, собирал коренья и др.
-Сравните следующие два изображения. В чем сходства?
-Объясните значение слова «аэросъемка».
-Где мы можем найти точную информацию?
- На каком изображении дается более точная информация о местности? Докажите.
-Что такое рисунок и аэросъемка мы поняли, а как называется 3-е изображение? (Выдвигают гипотезы)
-Я предлагаю вам обратиться к нашему другу профессору Ивану Ивановичу.
- Кто думал также?
-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
-Давайте уточним еще раз, что такое план? (Точный чертеж местности - называется планом).
(На доске вывешиваются таблички: ПЛАН – ЧЕРТЕЖ)
-Этим летом наш друг Ваня ходил в туристический поход. О своих впечатлениях он рассказал Ане в письме. Но Аня ничего из письма не поняла.
- Может вы, сможете помочь?

Здравствуй, Аня!

Вчера наш отряд ходил в поход. Рано утром мы отправились в путь из лагеря по проселочной дороге. Она вела нас вдоль луга, мимо ручейка с холодной прозрачной водой. Затем мы повернули на запад и прошли еще 2 км по тропинке, которая привела нас в смешанный лес. Только к вечеру мы подошли к небольшому лесному озеру, где сделали привал. На следующий день наш путь лежал к реке. Вдоль реки был глубокий овраг. Мы перешли на другой берег через деревянный мост и направились в деревню, где нас ждал автобус. (Выделенные слова заменены топографическими знаками)
3.Формулирование проблемы.
-Почему не смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Мы не знаем, что обозначают эти условные знаки).
4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности.
-Какие вопросы у вас возникли? (Вопросы записываются на доску: что это за знаки? Для чего они нужны? Что на них изображено? Как читать план? и др.)
-Мы сегодня попытаемся ответить на эти вопросы и тем самым узнаем, о чем расскажет план.
-Где в жизни вы встречались с планом? (Возможные ответы: план эвакуации из помещения. План движения автобуса. Безопасный маршрут от школы до дома).
-Сравните разные планы. (Учащимся предлагается сравнить план эвакуации из школы, план зоопарка, план местности).
-Что общего? (Есть условные знаки).
На доске: ПЛАН – ЧЕРТЕЖ – УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
- На каком плане можно увидеть условные знаки из письма Вани? (На плане местности).
-Предположите, что они могут означать? (Выдвигают гипотезы).
5.Поиск решения (открытие нового знания).
- Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В учебнике).
-Рассмотрите в учебнике условные знаки, постарайтесь их запомнить.
-Хотите проверить свои знания? Я буду называть вам условный знак, а вы должны будете его правильно показать.
-Кто из вас ни разу не ошибся, поднимите зеленый круг; если допустили 1 -2 ошибки, то желтый круг, если больше 2, то красный круг.
-Как вы думаете, зная значение условных знаков, мы сможем помочь Ане прочитать письмо?
-Прочитайте. (Корректируют задание).
-Ребята, а для чего нужны условные знаки? (Возможные ответы: чтобы не заблудиться, помогают ориентироваться и др.)
-Рассмотрите план местности. Найдите на плане в правом верхнем углу стрелку. Что она может означать? (Она указывает на стороны горизонта).
-Как эти знания помогут вам в путешествии?
-Хотите попробовать?
-Рассмотрите план местности, найдите на нем деревню Покровка.
От нее мы будем прокладывать маршрут до города Климова. Расскажите, в каком направлении нам нужно будет двигаться, какие объекты будут встречаться на пути.
-Так о чем нам рассказал этот план?
-Как вы думаете, только ли путешественникам нужно уметь читать план местности? Приведите примеры.
-Давайте вернемся к нашим вопросам. На какие из них мы уже нашли ответ?
-Смогут ли ваши знания пригодиться вам в жизни?
-Хотите проверить свои знания?
6.Выражение решения. Применение нового знания.
-Сейчас вам предстоит выполнить задание в группах. Выбрать группу вы можете самостоятельно в зависимости от сложности задания. У 1 группы простое задание, у 2 группы задание средней сложности, у 3 группы сложное задание.
Задание для 1 группы Рассмотреть в учебнике план зоопарка, определить стороны горизонта, по которым расположены клетки зверей, ответить на вопросы.
Задание для 2 группы. Рассмотреть план Москвы и написать достопримечательности города, которые на нем представлены.
Задание для 3 группы. Рассмотреть план центральной части Санкт – Петербурга и проложить туристический маршрут от Московского вокзала до Зимнего дворца.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вспомните, какая проблема возникла в начале урока?
- На все ли вопросы мы нашли ответ?
-Что вы ожидали от нашего урока? Все ли ожидания оправдались?
-Закончите предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
8. Домашнее задание.
Задание по выбору.
1. Сочинить сказку о путешествии сказочного героя, используя условные обозначения.
2.Разработать свой маршрут путешествия по родному городу.
3.Нарисовать маршрут от дома до школы.

Библиографический список:

1.       https://www.youtube.com/watch?v=boGM8nN0lMs )
E – mail: s_sherbakova@bk.ru, с.т.89235805196
2018