НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Селянинова Е. В., Садовая М. А., Румянцева Н. С. Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи через технологию мнемотехника

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Дошкольники младшего дошкольного возраста с нормой в речевом развитии стремятся к общению не только со взрослыми, но и со сверстниками. В этом возрасте идет активное развитие речевого общения. У детей появляются умения делать выводы, умение рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнку становится интересно знать о людях, вещах, он проявляет интерес к общению с близкими и с чужими людьми. На данном возрастном этапе у дошкольников появляется множество вопросов, ответы на которые он сам, в силу своего возраста, иногда не в состоянии дослушать до конца.
У детей с ОНР имеются нарушения в речевом развитии. Эти нарушения затрагивают все речевые компоненты (словарь, грамматика, связная речь), в связи с этим, дошкольники с ОНР могут стесняться своей речи, так как понимают, что плохо говорят и не могут четко выразить свои мысли, нет контакта со взрослыми и сверстниками, может появиться негативизм, заторможенность либо, наоборот, гиперактивность.
У данной категории детей также отмечается скудная диалогическая речь: детям сложно правильно и доступно сформулировать какой – либо вопрос, ответить развернутым предложением либо составить небольшой рассказ. Отмечаются трудности в построении монолога: например, составление описательного рассказа на предложенную тему, пересказ текста, итог – неполноценное речевое общение, либо ребенок может замкнуться и замолчать.
У дошкольников с ОНР основной целью является не только формирование фонетико-фонематических процессов, но и развитие их речевой активности, обогащение словаря, формирование диалога и монолога. Помимо недоразвития речи у детей данной категории, также имеются нарушения познавательных процессов, таких как внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение. Ребёнку 3 – 4 лет трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном восприятии материала, так как в этом возрасте идет преобладание наглядно-образного мышления. Сделав выводы и учитывая возрастные особенности детей, я решила применить в своей работе по развитию речи у детей с ОНР технологию мнемотехника.
Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».
Мнемотехника подразумевает за собой систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
 Использование технологии мнемотехника положительно сказывается на развитие психических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия), которые тесно взаимосвязаны с речевой деятельностью, что благоприятно влияет на детей с общим недоразвитием речи.
 Существуют принципы, на которые опирается мнемотехника:
1.       Принцип развития и воспитания, где основной целью считается развитие дошкольника;
2.       Принцип научной обоснованности и применения на практике – данная технология опирается на возрастную психологию и педагогику.
В ходе анализа литературы были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
·          Системный (технология применяется в системе обучения и воспитания);
·          Индивидуальный (учитываются возрастные особенности каждого ребенка);
·          Диалогический (учебный процесс проходит в форме диалога);
·          Речевой (у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь, обучаются грамматически правильно говорить);
·          Информационный (ребенок через схематические изображения воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире);
 Данная технология актуальна для детей с ОНР, потому как на данном возрастном этапе идет преобладание наглядно-образного мышления, вследствие чего дети с легкостью воспринимают наглядный материал, он быстрее усваивается, что положительно влияет на развитие речевой активности. Применяя мнемотехнику в образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, идет эффективное усвоение и восприятие зрительной информации, дети запоминают и воспроизводят ее, кроме того, наличие наглядного материала (зашифрованных стишков, сказок) делает высказывание ребёнка более четким, связным и последовательным.
Главной концепцией мнемотехники является применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мнемотехника опирается на наглядность материала, а это означает, что каждое слово либо словосочетание кодируется, то есть подбирается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение, потешка или сказка зашифровывается. После того, как ребенок освоил наглядный материал, он по памяти, используя схематическое изображение произведения, воспроизводит его полностью.
На начальном этапе предлагается готовое зашифрованное произведение (стишка, потешки или сказки), а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Для детей данной группы используется мнемодорожка, либо мнемотаблица.
Мнемодорожка - зашифрованные сочетания слов, предложения. Когда дошкольник уже воспроизводит сочетания слов по своим символам, можно приступать к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.
Дети, как с нормой, так с нарушениями речи, этого возраста легко запоминают и с удовольствием повторяют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут несколько раз прослушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём смысл некоторых слов им может быть непонятен (избушка лубяная, смоляной бочок, по сусекам).
Для работы с мнемодорожками были выбраны потешки и стишки для данного возраста. Например, потешка «Мыши водят хоровод». В каждом квадрате мнемодорожки зашифрованы предложения. Сначала идет знакомство с потешкой, затем работа с мнемодорожкой, проговаривается каждое предложение и ассоциирующая с этим предложением картинка, далее проговаривается потешка по мнемодорожке, затем идет заучивание (Рисунок 1.Мнемодорожка).
 Мнемотаблицы считаются более сложной структурой в мнемотехнике. По мнемотаблицам уже можно составлять небольшие рассказы, пересказывать сказки, стихи. Здесь идет уже шифрование словосочетаний и предложений, то есть на каждое предложение подбирается определенная картинка, таким образом, все литературное произведение зарисовывается схематически. После этого дошкольник, поработав с мнемотаблицей, по памяти, применяя схематическое изображение, воспроизводит произведение целиком. На подготовительном этапе предлагается готовая шифровка стихотворения или сказки и, в дальнейшем, дети активно начинают работать с мнемотаблицей самостоятельно (Рисунок 2.Мнемотаблица).
 Из всего вышесказанного делаем выводы, что использование мнемодорожек и мнемотаблиц в образовательной деятельности и не только очень эффективно, это заинтересовывает детей, а сам образовательный процесс превращается в игру, вследствие чего у дошкольников, как с нормой, так и с ОНР, улучшается познавательная активность, дети проявляют любопытство к окружающей их действительности; появляется уверенность и интерес повторять и рассказывать стишки, потешки и сказки, составлять интересные рассказы, то есть речевая активность ребёнка с ОНР выходит на новый уровень. Кроме того, работая с мнемодорожками и мнемотаблицами, решаются коррекционные задачи, которые также нацелены на развитие основных познавательных процессов: мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Все это положительно влияет на речь детей с ОНР, потому как речевая деятельность и психические процессы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Используя данную технологию в своей работе, считаю, что она является актуальной на сегодняшний день:
·          Мнемодорожки и мнемотаблицы облегчают дошкольникам с общим недоразвитием речи овладевать связной речью, так как применяя наглядность, то есть схематическое изображение стихов, потешек и сказок, дети быстрее запоминают произведение, идет расширение словарного запаса, грамматического строя речи и, в целом, идет развитие речемыслительной деятельности детей;
·          Приёмы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга, дети устанавливают причинно-следственные связи, то есть идет развитие мышления, а также других психических процессов;
·          Дети, которые обучились приёмам мнемотехники, в дальнейшем могут самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, самостоятельно работать со схемами, а также дошкольники активно начинают общаться, вести диалог со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, используя технологию мнемотехника в своей работе, решаются многие обучающие и развивающие задачи по преодолению общего недоразвития речи детей 3-4 лет. Речевая активность выходит на более высокую ступень, дети перестают стесняться своей речи, идет активный контакт со сверстниками и взрослыми.
Библиографический список:
1.       Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников» // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1// «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1
2.       Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.
2021