Библиографическое описание:
Дударова Н.В. Применение инновационных технологий в воспитательной работе как средство создания комфортной среды для участников образовательного и воспитательного процессов // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Полностью согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных инновационных технологий, которые позволят решить задачу современного образования – воспитание социально- активной личности.
Сегодня особую важность представляет патриотическое воспитание. Т.е. мы должны получить человека, который любит свой народ, свою Родину. Готов трудиться на благо Отечества.
Вторая составляющая воспитательного процесса это роль личности в коллективе. Все новое, это хорошо забытое старое. Поэтому сегодня мы применяем такие технологии как:
Шоу-технологии. В нашей школе ежегодно проходит конкурс сюжетного танца. Ребята подбирают музыку, придумывают движения, репетируют. Этот процесс очень сближает детский коллектив. В завершении проводится конкурс. Где ребята представляют свой танец, получается настоящий праздник, который запомнится надолго. Очень эффективно проводить регулярно тематический КВН. Здесь работает три основных психологических механизмов: эмоциональное заражение, соревнование, импровизация.
«Коллективные творческие дела» к этому можно отнести любые экскурсии, подготовка групповых исследовательских работ. Перед учениками стоит проблема найти информационный материал, провести определенные действия, доказать или опровергнуть свою гипотезу. В процессе этой работы дети учатся в потоке огромной информации находить и выделять нужную, выслушивать друг друга, договариваться, сообща принимать решения. Распределять роли при выступлении или защите проекта. Так же воспитывать в этом направлении помогают занятия «Разговоры о важном».
Современные дети, хотим мы этого или нет, большую часть времени проводят в виртуальном пространстве. Почему бы нам не направить эту деятельность в русло воспитательной работы.
Ребята с большим удовольствие ведут блоги. Можно предложить им вести блог о жизни класса. Ученики стараются выделить наиболее интересные факты из событий, которые проходят в классе. Почти у каждого появляется желание поучаствовать в мероприятиях класса или даже самому провести конкурс внутри коллектива. Снимать социальные ролики на определенную тему. Можно создавать фотоколлажи. Где представлены фотографии одноклассников, их достижения.
Технология социального проектирования, результатом которого является создание реального социального продукта, имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение ребят в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. К основным задачам социального проектирования относятся: повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации, формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе, закрепление навыков командной работы, совершенствование полезных социальных навыков и умений. В нашей школе есть традиция раз в месяц мы обсуждаем в классе, какие добрые сделали. Можно проделывать эту работу в течение года, а в конце подвести итог.
Кейс технология (метод конкретных ситуаций) - основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа выявления проблем поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Цели, достигаемые при использовании кейс- технологии: интеллектуальное развитие обучаемых, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений, формирование готовности к оценке и принятию решений, обеспечение повышения качества усвоения знаний за счёт их углубления и обнаружения пробелов, развитие коммуникативных навыков. Подобную работу мы используем на уроках, поэтому детям и учителям такая система знакома.
Первый вариант
В кейсе содержится одинаковая воспитательно-педагогическая ситуация. Дети делятся на группы. Самостоятельно анализируют и предлагают выход из ситуации. Задача учителя направлять работу групп так, чтобы были разные варианты решения. Затем эти варианты представляются группам и коллективно обсуждаются.
Второй вариант
В кейсах содержатся разные воспитательно-педагогические ситуации. Дети самостоятельно анализируют и ищут выход из ситуации. Затем совместно обсуждаем правильность принятых решений. Кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность метода – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов).
Учителя начальной школы всегда ломали голову над тем, как сформировать потребность в чтении и как сделать так, чтобы именно чтение помогало бы ребятам находить выход в сложных жизненных ситуациях. И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа.
Достоинство притчи – маленький объём: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой. Притча сама по себе лаконична, и исключить из неё можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории. В-вторых, достоинство притчи – чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников начальной школы. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогут нам в формировании «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» (ФГОС). К притчам предлагается ряд заданий, которые дети должны выполнить и которые требуют повторного чтения притчи. Притчи носят огромную воспитывающую нагрузку.
В заключении следует отметить, что владение воспитательными технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия на более высокий профессиональный уровень.
Дударова Н.В. Применение инновационных технологий в воспитательной работе как средство создания комфортной среды для участников образовательного и воспитательного процессов // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Полностью согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных инновационных технологий, которые позволят решить задачу современного образования – воспитание социально- активной личности.
Сегодня особую важность представляет патриотическое воспитание. Т.е. мы должны получить человека, который любит свой народ, свою Родину. Готов трудиться на благо Отечества.
Вторая составляющая воспитательного процесса это роль личности в коллективе. Все новое, это хорошо забытое старое. Поэтому сегодня мы применяем такие технологии как:
Шоу-технологии. В нашей школе ежегодно проходит конкурс сюжетного танца. Ребята подбирают музыку, придумывают движения, репетируют. Этот процесс очень сближает детский коллектив. В завершении проводится конкурс. Где ребята представляют свой танец, получается настоящий праздник, который запомнится надолго. Очень эффективно проводить регулярно тематический КВН. Здесь работает три основных психологических механизмов: эмоциональное заражение, соревнование, импровизация.
«Коллективные творческие дела» к этому можно отнести любые экскурсии, подготовка групповых исследовательских работ. Перед учениками стоит проблема найти информационный материал, провести определенные действия, доказать или опровергнуть свою гипотезу. В процессе этой работы дети учатся в потоке огромной информации находить и выделять нужную, выслушивать друг друга, договариваться, сообща принимать решения. Распределять роли при выступлении или защите проекта. Так же воспитывать в этом направлении помогают занятия «Разговоры о важном».
Современные дети, хотим мы этого или нет, большую часть времени проводят в виртуальном пространстве. Почему бы нам не направить эту деятельность в русло воспитательной работы.
Ребята с большим удовольствие ведут блоги. Можно предложить им вести блог о жизни класса. Ученики стараются выделить наиболее интересные факты из событий, которые проходят в классе. Почти у каждого появляется желание поучаствовать в мероприятиях класса или даже самому провести конкурс внутри коллектива. Снимать социальные ролики на определенную тему. Можно создавать фотоколлажи. Где представлены фотографии одноклассников, их достижения.
Технология социального проектирования, результатом которого является создание реального социального продукта, имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение ребят в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. К основным задачам социального проектирования относятся: повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации, формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе, закрепление навыков командной работы, совершенствование полезных социальных навыков и умений. В нашей школе есть традиция раз в месяц мы обсуждаем в классе, какие добрые сделали. Можно проделывать эту работу в течение года, а в конце подвести итог.
Кейс технология (метод конкретных ситуаций) - основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа выявления проблем поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Цели, достигаемые при использовании кейс- технологии: интеллектуальное развитие обучаемых, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений, формирование готовности к оценке и принятию решений, обеспечение повышения качества усвоения знаний за счёт их углубления и обнаружения пробелов, развитие коммуникативных навыков. Подобную работу мы используем на уроках, поэтому детям и учителям такая система знакома.
Первый вариант
В кейсе содержится одинаковая воспитательно-педагогическая ситуация. Дети делятся на группы. Самостоятельно анализируют и предлагают выход из ситуации. Задача учителя направлять работу групп так, чтобы были разные варианты решения. Затем эти варианты представляются группам и коллективно обсуждаются.
Второй вариант
В кейсах содержатся разные воспитательно-педагогические ситуации. Дети самостоятельно анализируют и ищут выход из ситуации. Затем совместно обсуждаем правильность принятых решений. Кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность метода – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов).
Учителя начальной школы всегда ломали голову над тем, как сформировать потребность в чтении и как сделать так, чтобы именно чтение помогало бы ребятам находить выход в сложных жизненных ситуациях. И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа.
Достоинство притчи – маленький объём: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой. Притча сама по себе лаконична, и исключить из неё можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории. В-вторых, достоинство притчи – чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников начальной школы. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогут нам в формировании «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» (ФГОС). К притчам предлагается ряд заданий, которые дети должны выполнить и которые требуют повторного чтения притчи. Притчи носят огромную воспитывающую нагрузку.
В заключении следует отметить, что владение воспитательными технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия на более высокий профессиональный уровень.