НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Булыгина Е. Л., Берестнева В. В., Змеева Л. В., Кайдалова Н. А. Развитие связной речи у дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Проблема развития связной речи особенно актуальна в наше время, именно от качества речи зависит успешность обучения детей. С помощью речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Развитие речи для ребенка дошкольного возраста играет основополагающую роль. Своевременное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше, а структура речевого дефекта становится все сложнее и разнообразнее. У детей с тяжелыми нарушениями речи, кроме речевых особенностей, наблюдаются недостатки внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность пространственной ориентации и тонких движений рук. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.
Речь- это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
Связной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию. Различают два главных вида связной речи – монологический и диалогический. Под первым видом подразумевают образную, эмоциональную речь, при этом она должна быть связной, осмысленной, отвлечение на посторонние детали недопустимо.
Развитие связной речи- высшей формы мыслительной деятельности определяет уровень речевого и умственного развития.
Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих лексически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи.
Задача обучения связной речи состоит в том, чтобы у каждого ребенка развить навыки речевого общения, речевой коммуникации, контроля и самоконтроля за построением собственных связных высказываний; сформировать умение строить связные монологические высказывания, планирования развернутых высказываний.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста можно только в условиях целенаправленного обучения. Методика обучения связной речи реализуется через индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия, которые представляют возможность сформировать у детей необходимые умения и навыки связной речи, также связная речь развивается в игре, в общении со сверстниками и взрослыми (со всеми, кто окружает ребенка).
Связная речь у дошкольников формируется к 4-5 годам.
Особенности развития связной речи
·          Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых.
·          Значительно улучшается звукопроизношение. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
·          В пять лет ребенок знает около 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, для определения цвета, кроме основных цветов называют дополнительные (розовый, голубой, темный, светлый), начинают появляться притяжательные прилагательные- заячьи уши, лисий хвост, волчьи лапы и т.д.
Существуют следующие методы по развитию связной речи:
·          Пересказ;
·          Рассказывание по картине;
·          Творческое рассказывание;
·          Составление описательного рассказа;
·          Заучивание стихотворений;
·          Беседа;
·          Сюжетно-ролевая игра;
·          Речевые игры;
·          Наблюдения;
·          Игры инсценировки.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:
·          1. Обогащение и активизация словаря.
·          2. Работа над смысловой стороной слова.
·          3. Формирование грамматического строя речи.
·          4. Воспитание звуковой культуры речи.
·          5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
·          6. Развитие связной монологической речи (особенно у старших дошкольников).
Развитие связной речи у детей, требует целенаправленных действий педагогов и родителей. Только общими усилиями мы сможем помочь ребенку вырасти образованным человеком, с грамотной речью.
2021