НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Комарова Т. Н., Иваева А. М. Формирование музыкально-двигательных навыков детей с ОВЗ (старший дошкольный возраст)

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – это одно из направлений педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении.
ФГОС направляет нас на решение следующих задач:
1.       Формирования у детей охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС п.1.6. 1.).
2.       Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (ФГОС п.1.6.7.).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нашем детском саду имеются несколько групп детей с ОВЗ (дети с ОНР- 34%, дети с ЗПР – 12%), для которых характерны следующие нарушения:
- моторная недостаточность;
- не сформированность техники выполнения движений под музыку, недостаточность двигательных качеств;
- нарушение регуляции произвольных движений.
Поэтому такие дети нуждаются в развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы, являющейся важным фактором в развитии речи.
В процессе коррекционно - образовательной работы инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель поставили перед собой следующую цель: улучшить двигательные умения и навыки детей с ОВЗ старших дошкольников через музыкальную и двигательную деятельность.
Задачи:
- обогащать двигательный опыт разными видами движения,
- формировать умение детей согласовывать речь с движением,
- формировать у детей умение соотносить двигательные навыки под музыкальное сопровождение.
- воспитывать желание у детей к двигательной активности под музыку.
Говоря о значении музыки в развитии движений, отмечено, что между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Движение, сопутствуя музыке, выражает вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание.
Для реализации поставленных задач, в двигательной деятельности используются:
1. Игры с речевым сопровождением, способствующие развитию регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков.
2. Подвижные игры, оказывающие благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки.
3. Релаксационные упражнения, помогающие расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Кроме того по развитию общих двигательных умений и навыков в каждое занятие включаются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.
В тоже время на музыкальных занятиях широко используются:
1. Музыкально-ритмических движения, которые помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений.
2. Музыкальный ритм, который организует движение, развивает внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности, повышает настроение детей. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, имеют большое оздоровительное значение.
3. Логоритмические упражнения, которые развивают темп и ритм речевого дыхания, укрепляют мимическую мускулатуру, умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму.
4. Музыкально-подвижные игры (игры под пение, под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные), которые дают детям возможность ощущать и управлять своим телом, развивают двигательные способности, памяти, речевое интонирование, чувство ритма.
Результатом объединений педагогических усилий инструктора по физической культуре и музыкального руководителя стало:
1.       Комплекс утренней гимнастики «Веселая зарядка» с использованием тематических песен в соответствие с возрастом детей, который способствует у детей согласованию своих движений с музыкой, развивает чувство ритма и улучшает скорость двигательной реакции.
2.       Методическое пособие «Двигайся, играй – здоровье укрепляй!», в котором размещены конспекты НОД, сценарии совместных праздников с родителями, по развитию двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Литература:
Анисимова М.В. Музыка здоровья. – Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128 с.
Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.-144 с.
Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания.- М.:Просвещение.1982.-271 с.
Иова, Е.П. Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада.- М.:«Просвещение», 1977 г.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Москва 2003 г.
Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.- Москва 2007 г.
Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду.- М.:Просвещение.1991.-222с.
2021