Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Верченко И. А. Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Обществу во все времена были нужны одаренные люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности. Способности бывают разные активные и креативные, творческие и способные нестандартно мыслить, решать задачи. Все это признаки одаренности, которые проявляются в активности одаренного ребенка. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов.
В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Не случайно акцент сейчас делается в образовательном процессе на то, чтобы развивать способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. При использовании традиционных методов обучения учителем, у одаренного ребенка нет возможности проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают монотонность, а иногда и отрешенность от всего происходящего на уроке. Для успешности работы с одаренными детьми следует учитывать несколько принципов:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одаренными детьми предполагает три этапа:
- учет успешности детей в каком-либо виде деятельности;
- индивидуализацию творческих возможностей и способностей ребенка;
- формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.
Иностранный язык, в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Иностранный язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности, инструментом познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся.
Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
Систему работы с одаренными детьми по иностранному языку можно разделить на три части:
1) урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся.
Мне, как учителю, очень важно понять таких детей, передать им свои знания и опыт. Одаренный ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Поэтому цель обучения детей иностранному языку может быть определена следующим образом:
·           развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;
·           создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.
Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Свои уроки я стараюсь построить таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, присменяю новые технологии, которые помогают работе с одаренными детьми. В своей работе использую: индивидуальные формы работы, разноуровневую технологию, метод проектов, элементы технологии «развитие критического мышления», творческие задания.
Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Инновационные уроки позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации.
Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика.
Сильные ученики могут выполняет роль наставников: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Важным компонентом при организации обучения проектным методам является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Преимущества проектной деятельности в том, что она включает в себя интегрированную межкультурную работу; оказывает содействие социальному и культурному развитию; придает учебному процессу динамичность и привлекательность. Проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру».
Различные формы и методы дают возможность учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна:
- извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;
-тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;
- знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран;
- участие в телекоммуникационных проектах;
- участие в он-лайн тестах и олимпиадах.
Одаренный ребенок в классе – это дар и огромная ответственность, это требует от учителя четкой организации работы, применение различных форм и методов, творческого подхода к ситуации. Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, он должен иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми; уметь распознать признаки одаренности; строить обучение в соответствии с результатами диагностирования. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений. Важно отметить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.

Библиографический список

1.        Юркевич B.C. Одаренный ребенок, 1996
2.        Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения М., 2000
3.«Одаренные дети». Под общей редакцией Бурмепской Г. В.,
Слуцкого В.М. М.: Прогресс, 1991


2021