Актуальные вопросы дошкольного образования

Гупалюк Н.В. Народная песня в развитии у дошкольников навыка вокального интонирования

Библиографическое описание:
Гупалюк Н.В. Народная песня в развитии у дошкольников навыка вокального интонирования // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения.

Эстетические идеалы, заложенные в песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Благодаря исключительной задушевности, искренности песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, без ложной патетики, любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма, развивает музыкально поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Вот почему фольклор в наши дни не утратил своего значения, но и получил еще более широкое применение в самых различных сферах народной жизни. Одним из более важных направлений в этом плане можно считать серьезное привлечение его в детское музыкальное образование.

Одним из сложных навыков является чистота интонирования. Даже дети с хорошими музыкальными данными часто плохо интонируют. Помочь в решении этой серьезной проблемы может народная песня, интонационные качества которой близки разговорной речи. Детям намного легче осваивать интонации, занимающие промежуточное положение между речью и пением.

В наше время музыкальная информация необычайно возросла. Ребенок ежедневно получает ее из телевизора, телефона, компьютера. Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний стихийного музыкального потока, необходимо самого раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. В этом случае он сможет интуитивно точно оценивать самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Вот почему в детском музыкальном воспитании и образовании народной песне отводится немаловажная роль.

В интонации детских песен и попевок А. Лядов слышал дошедшие до нас фрагменты старины, первые людские опыты передачи мысли напевом, - музыкально, а не речитативом или озвученной речью.

Народная песня это, прежде всего природа, а вернее всего то, что она заложила в каждого человека. В зависимости оттого, где родился человек, и вырос, то есть в какой области, районе или крае на него оказывали влияние местные обычаи, традиции и речь с ее местным диалектом, интонациями.

Отсюда, характерной чертой народной манеры пения является - речевая манера голосоведения.

Другой характерной чертой служит открытый звук, или как сейчас принято говорить - открытый способ голосообразованияи звук близкий - на верхних зубах.

Третьей характерной чертой народного пения является вибрато, которое происходит от колебания связок при пении.

Рассмотрим подробнее интонационные особенности жанров, наиболее часто используемых в работе в фольклорном ансамбле.

Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, приходя в этот мир, - это речь матери, ее ласковый разговор, колыбельная, которую она тихо напевает, укачивая малыша.

Колыбельные песни существовали испокон веков - гениальный сплав мелодии, ритма, плавного движения и слов - отражает оптимальное для каждого возраста соотношение воздействий, необходимых для нормального физического и психического и умственного развития ребенка. Она рассчитана на целостное, гармоничное восприятие слуховых, зрительных, вибрационных, тактильных раздражений, "нанизанных" на некий единый ритм. Более того, через пение ребенок получал и первые уроки музыкального воспитания.

Основой напевов детских песен являются многократные повторы секундовых, терцовых, квартовых попевок. Строящиеся на напевно декламационных интонациях клича, зова, приговора, они отражают естественные понижения и повышения голоса, близкие разговорной речи (ходы на малую секунду).

Доступные каждому ребенку секундовые, терцовые интонации детских песен подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий. Ведь даже в песнях с широкими интонационными ходами роль секундовых сопряжений весьма значительна.

Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках - формулах. Кроме того, детские песни развивают не только музыкальный слух и память, но и певческое дыхание, голосовой аппарат - ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток поются полным голосом, легко и непринужденно.

Другой вид песенного фольклора -календарные песни. Они тесно связаны с образами природы, природными явлениями. Многое календарные песни по форме текстам и содержанию близки детским, а значит, они без каких-либо усилий легко запоминаются детьми. Особенно же сближает календарные песни с произведениями детского музыкального фольклора сходство мелодики.

Мелодика календарных песен - одна из древнейших, раннефольклорных форм звуковыражения, напевы по звуковому объему не велики, обычно построены на чередовании секундовых, терцовых или квартовых попевок.

Более сложный в интонационном плане, но интересный и часто используемый жанр - хороводная песня. В ней преобладают напевы среднего и быстрого темпа, близкие к плясовым. Они отличаются богатством ритмических сопоставлений лаконичностью мелодических интонаций, небольшим (иногда в пределах кварты) звуковым объемом мелодии. Хороводные песни как никакой другой жанр взрослого фольклора, подходит для детей. Ведь многие песни близки по содержанию и форме песенным припевам детских игр.

Плясовые песни - чаще всего обладают маленьким диапазоном (в пределах кварты или квинты), повторяющейся мелодией с простым ритмическим рисунком (четверти и восьмые).

Есть еще одно обширное поле русской народной музыки - частушка. Это наитончайший юмор в музыке. Тут простор интонационной гибкости. Тут чудесная закономерность голосоведения. Частушка замечательнейшее интонационное мастерство.

Говоря об интонационных качествах народной песни, хочется затронуть и особенности регионального фольклора. Самарская область богатейший песенный край. Особые исторические условия заселения, этническая пестрота накладывают определенный отпечаток не только на содержание, но и на стиль местного музыкально поэтического фольклора, на особенности его бытования.

Население Самарской области формировалось в течение столетий, со времен присоединения Поволжья к русскому государству из различных этнических групп: башкир, мордвы, русских, татар, чувашей, казахов, составивших основную массу переселенцев в край из других мест России.

Вследствие своеобразных историко-этнических условий формирования смешанного населения, прослеживается значительное взаимовлияние музыкальной культуры различных народностей.

Изучая песенный фольклор нашей области нельзя не коснуться вопроса взаимовлияния песенного фольклора русских с одной стороны, и мордвы, чувашей, татар, башкир с другой. Так благодаря татарам, перестроился ритмический рисунок, включались мелизмы, песни приобрели ажурную орнаментику. Чуваши и мордва несколько изменили ладовые построения песен. От плясовых русских песен перенимались мелодии, к которым прилагались тексты преимущественно шуточного характера.

Музыкально-культурные традиции мордвы складывались в процессе этногенеза при тесном взаимодействии с культурами соседних народов.

Пентатонная ладовая система - основа мордовской песни - роднит ее с китайской, чувашской, башкирской, татарской, монгольской музыкой.

Спецификой ритмической организации является то, что в мордовской лексике практически отсутствует ударение.

Песенное творчество волжских цыган дополняют многоликую картину музыкальных традиций Поволжья своеобразными чертами.

В цыганском музицировании сконцентрировались элементы культур разных народов. В быт россиян органично вошли цыганские песни, несущие в себе специфические ладовые, гармонические свойства музыкального языка Индии, Испании, Венгрии, Румынии. Импровизация - характерная черта восточного типа музицирования - лежит в основе и цыганского музыкального искусства.

Изучив интонационные качества народных песен их значение в развитии детского голоса, выяснилось, что в репертуаре должны быть песни различных жанров. Любая народная песня, подобранная с учетом возрастных и психологических особенностей, может быть спета ребенком.

Народная музыка понятна, и близка детям. Пройдя через ряд поколений, народная песня освобождается от всего лишнего,искусственного. Содержание и образы, заложенные в песне, становятся предельно ясными, выразительными.

Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса, и легко ими усваиваются. Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Часто отсутствует VII вводная ступень, что придает песне особую мягкость и певучесть. Ритм несложный, обычно представляет чередование четвертей и восьмых. Музыкальные фразы часто заканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания.

Детская вокальная стилистика имеет речитативный характер, как бы балансирует на грани между речевым и мелодическим интонированием;

Русская народная мелодика богата и разнообразными приемами изложения: от различных напевно декламационных форм в эпических сказках и до речитативного говорка (в прибаутках, скоморошинах, и в концовках плясовых песен).

Методы обучения пению формировались на протяжении многих веков, накапливая в себе опыт поколений педагогов различных вокальных школ. Постепенно сформировались единые требования к обучению детей пению, которые опираются на возрастные психофизиологические особенности. Изучением особенностей физиологического развития голосового аппарата дошкольников, в свое время занимались: Огороднов Д. Е., Стулова Г. П., Малинина Е. М. и др. В результате исследований, стало понятно, что голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого человека. У ребенка он недостаточно подготовлен для пения. Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, вследствие чего звук слабый. Формирование вокальных мышц происходит только к 7 годам. Дети дошкольного возраста поют за счет натяжения наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц. Поэтому диапазон детей дошкольного возраста, различаясь по возрастным группам, максимально может достичь одной октавы. Занимаясь развитием певческого голоса у детей дошкольного возраста, важно знать особенности его развития в разные периоды жизни дошкольника.

Ранний возраст: 2-3 года Певческий аппарат ребёнка в раннем возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Голосовой и дыхательный аппарат детей раннего дошкольного возраста в 2-3 года жизни развит очень слабо. Объём лёгких ещё очень мал, глубина дыхания значительно ниже, поэтому частота дыхания ускорена. Само дыхание поверхностное, ключичное. Выдох, на котором происходит формирование звука — короткий и слабый. В этом возрасте необходимо работать над плавным, сильным длительным выдохом. Исходя из этого, песенный репертуар необходимо подбирать с короткими музыкальными фразами. У детей раннего возраста недостаточно развит речевой аппарат: звуки находятся в процессе формирования, тонус языка и губ слабый, это не дает возможности ребенку четко произносить звуки, поэтому слова музыкального материала не должны превышать два-три слога. Гортань, у детей раннего возраста, располагается выше, вследствие чего голос у детей этого возраста тоже выше, но в пении диапазон очень ограничен из-за недостаточной эластичности связок. Поэтому диапазон музыкального репертуара для 2-3 лет не должен превышать «ми» — «ля» первой октавы. Средний дошкольный возраст: 4-5 лет Певческий аппарат ребёнка в младшем дошкольном возрасте анатомически и функционально находится в активной стадии формирования. Дыхательный аппарат у детей младшего дошкольного возраста претерпевает большие изменения, поскольку потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 4 до 5 лет на 40 %. К этому же возрасту несколько увеличивается емкость легких (в среднем до 900–1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. Речевой аппарат у детей данного возраста, становится более сформированным. Артикуляция и дикция, за счёт усиления мышц губ и языка, становится более чёткой. В этом возрасте дети уже понимают, как можно управлять частями артикуляционного аппарата. Здесь уместны в распевании упражнения, направленные на развитие навыков правильного формирования звуков. В младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в строении гортани. У мальчиков голосовые связки растут немного быстрее, чем у девочек (1,65 см. и 1,5 см. соответственно). У мальчиков переднезадний диаметр гортани увеличивается с 3,5–5 лет и становится больше, чем у девочек. Голос у мальчиков становится ниже, чем у девочек. Диапазон этого возраста становится немного более широким — «ре» — «си» первой октавы.

Старший дошкольный возраст: 6-7 лет. Дыхательный аппарат детей в этом возрасте становится в 3 раза больше, чем в раннем дошкольном возрасте. Минутный объём дыхания почти в два раза увеличивается, что приводит к сокращению частоты дыхания, что в свою очередь позволяет ребенку пропевать более длинные музыкальные фразы. К 6-7 годам речевой аппарат ребенка должен достичь уровня, когда ребенок формирует звуки осознано и чётко. Мышцы губ и языка скоординированы в произношении всех звуков правильно. Дети старшего дошкольного возраста свободно управляют органами артикуляционного аппарата. Строение гортани имеет более совершенный вид. Звук усиливается резонаторами. Резонаторы придают звуку разную окраску и добавляют глубину в голосе. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий. Диапазон детей старшего дошкольного возраста, существенно отличается от диапазона детей раннего дошкольного возраста и может достигать октавы, — «до» первой октавы — «до» второй октавы.

Изучением сложной певческой функции человека занимаются с давних пор. И это понятно, так как человеческий голос - огромное богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять, и беречь его. Ничто так не способствует этому, как умение правильно петь. Многие исследователи уже давно пришли к выводу, что правильное певческое воспитание и есть охрана голоса.

Надо заметить, что пока еще приходится встречаться с мнением, что петь следует лишь тем, кто имеет ярко выраженные музыкально-слуховые и вокальные данные. Вместе с тем,как наука, так и сама жизнь всё больше убеждает нас в том, что определенная певческая развитость необходима любому человеку. Дело здесь в том, что правильное и достаточное певческое развитие способствует не только формированию эстетических качеств, но и физическому развитию человека выработке выносливости его голосового аппарата. При этом лучшим вариантом можно считать тот, когда ребенка с самого раннего детства начинают постепенно, осторожно, бережно приобщать к пению.

Большое значение для правильного интонирования произведений музыкального фольклора имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные исполнительские возможности и способности каждого певца, его одаренность; от них также зависит певческое дыхание, диапазон и регистр, сила и тембр, полетность и гибкость голоса. Без знаний физиологических и вокальных особенностей детского голоса педагогу сложно выявить верные регистры и примарные тоны детских голосов; трудно подобрать для исполнения фольклорного материала в диапазоне, соответствующем возрастным возможностям детей; непросто "поставить" певческое дыхание, достичь четкой дикции, ровного и легкого звуковедения, добиться вокального мастерства.

Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на музыкальных занятиях являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (в основном подпевание взрослым).

В это время целесообразно применять в работе колыбельные песни, пестушки, потешки.

1. Пение русских народных песен: «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Вот уж зимушка проходит», «Во кузнице», «Два гуся» и других.

2. Прослушивание русских народных мелодий: «Барыня», «Камаринская», «Трепак», «Ах, ты, береза», «Зимушка-зима», «Полянка».

3. Русские народные танцы: «Кадриль», «Яблочко», «Березка», «Русский сувенир».

4. Народные игры: «Плетень», «Селезень и утка», «Капуста», «Заинька серенький», «Бабка — Ежка» и другие.

5. Игра на музыкальных инструментах: «Андрей-воробей», «Кукушечка», «Во поле береза стояла», «Частушки», «Ах, вы сени» и другие.

Для полного погружения и знакомства с народным искусством был разработан календарно-тематический план обрядовых праздников, сценариев развлечений: «Осенины», «Капустные посиделки», «Зимние святки» (Коляда), «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Веселая ярмарка», и других.

Многие народные песни использовали в качестве распевок. Пели с детьми в разных тональностях: «Андрей — воробей», «Лиса по лесу ходила», «Сорока- сорока». Песни «Кукушечка», «Гуси» пели с солистами. Песенный материал несложен и по образности («Зайка», «Петушок», «Дождик» и т.д.), и по мелодическому, и ритмическому строю. Нисходящая терция (попевка-игра «Петушок», «Водичка-водичка» и др.) особенно удобна на первых этапах приобщения к народной музыкальной культуре. Секундовые и квартовые интонации также используются в музыкальном интонировании.

Азы музыкально-ритмических движений закладываются при пении пестушек, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка (сначала с помощью взрослого).

Гармоническое соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируется в умение правильно говорить, точно воспроизводить движение танца или хоровода. Ритмичные приседания, подпрыгивания под песенку – первые музыкально-ритмические движения ребенка – постепенно переходят в обучение его пляске (сначала вприсядку). Затем разучиваются элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг.

Игра на детских народных музыкальных инструментах важна для ребенка, так как это путь включения его в общее действо. Свистульки, жужжалки, шергунки (погремушки), ложки, колокольчики развивают чувство ритма. Погремушки, ложки можно использовать в плясовых песнях, например, колокольчики, свистульки – в веснянках.

Развивая дикцию, использовались скороговорки на звуках примарной зоны например: "Андрей-воробей";

Упражнение-попевка "Скок-скок-поскок" исполнялась, меняя динамику (первая половина громко вторая тихо, и наоборот), темп.

Благодаря этим упражнениям у ребят стало наблюдаться правильное формирование певческих навыков, что сказалось и на качестве пения.

В процессе работы над песней большое внимание следует уделять развитию активности и сознательности детей при ее исполнении.

Разбирая свое исполнение песни, ребята находили достоинства и недостатки. Тут же отрабатывались с детьми необходимые умения и навыки, очень важен пример, как правильно петь. Внимание детей активизируем вопросами о музыке, связи слов с мелодией.

При воспитании навыков чистого интонирования, следует помнить, что "дети не должны превращаться в холодные клавиши пусть даже отлично настроенного "инструмента", не должны потерять прелести, обаяния, непосредственности исполнения", ибо "детское хоровое искусство - самостоятельная область искусства с присущей ему детскостью, говорил Георгий Александрович Струве.

Для нас главная цель - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. На наш взгляд, певческая деятельность - наиболее доступный способ музицирования. Для того чтобы дети хотели петь, необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.

Детская вокальная стилистика имеет речитативный характер. Речитативность (в прибаутках, частушках, календарно-обрядовых песнях, плясовых), и канительность (в протяжных, хороводных, некоторых колыбельных) характерны народной песне. А что может быть ближе детскому голосу, чем песни той культуры, в которой он вырос.

В народной педагогике существует огромное количество детских песен, ярких, образных удобных для неокрепшего детского голоса.

Многие исследователи уже давно отметили, что правильное певческое воспитание - есть охрана голоса.

Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от умений педагога, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков.

Список литературы

Асафьев Б.В. О народной музыке - Л., Музыка, 1987.

Бачинская Н.М., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1994.

Благовещенская О. Анализ русской традиционной песни / Учебное пособие по курсу "Музыкальное народное творчество" - Самара, 1999.

Большакова И.В. Музыкальная культура народов Поволжья. - Самара, 2001.

Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М., 1976.

Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М., 1987.

"Ладушки" Образовательная программа. / Панова Е.В., Журба Б.П. - Самара, 2001.

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. - М., Академия 1998.

Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. - М., 1985.

Распевание в детском хоре / Сост. Еременко. - Краснодар, 2003.

Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М. Айрес - пресс, 2003.

Соколов В. Работа с хором. - М., 1983.

Феденюк В.В. Детский голос / Задачи и методы работы с ним. - СПб., 2003.

Чувашев М.И., Касьянова И.А. Духовное наследие народов Поволжья. - Самара, 2001.

Шамина Л.В. Школа русского народного пения М., 1997.

Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе / сост. Викулина М.А. - Н.Новгород., 1995

Этносы Самарского края. Историко-краеведческие очерки о народах Самарского края / Осипова Н.П., Федоров М.Г. - Самара, 2003.

18. Радынова О. П. Настроения, чувства в музыке. — М.: 2009

19. Алмазов Е. И. Особенности слуха и голоса ребенка. — М.: 2014

20. Семенова, М. С. Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного возраста / М. С. Семенова, Ю. Р. Гришко, О. В. Конькова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3253/
2023-11-27 11:41 2023