Библиографическое описание: Чебыкина М.И. Сепарация подростка от родителя // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
В наши дни большинство родителей и детей не знают о сепарации и насколько она важна как в жизни ребёнка, так и взрослого.
Сепарация (от латинского separatio — отделение, разделение) в психологии — это отделение ребенка от матери (от родителей, от своей семьи), результатом которого становится умение без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия.
Важность сепарации заключается в том, что без этого сложно выстроить гармоничные отношения с партнером, хорошие семейные отношения, а также
отношении с собственным ребенком.
Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения. На этой почве появляются конфликты между подростками и их родителями. Люди с незавершенной сепарацией часто повторяют родительские сценарии в отношениях. Достижение психологической сепарации от родителей − одна из главных задач развития юношеского возраста. Современное общество предъявляет высокие требования к взрослеющему подростку: сегодня особенно ценятся независимость, самодостаточность личности, постоянное саморазвитие, способность к самостоятельной постановке жизненных целей, «опора на себя», возможность осуществлять личный, свободный выбор. Ситуация сепарации от родителей оказывается малоизученной темой, и практические рекомендации в отношении ее преодоления даются в основном психологами-практиками, на основе анализа отдельных случаев совладания с этой проблемой у молодых людей. Исходя из этого, встает необходимость структурировать имеющиеся о сепарации данные, проанализировать ее компоненты и пополнить знания подростков о сепарации. В данной статье постараемся рассказать о её этапах, психологических особенностях, способах проявления и об опасности незавершённой сепарации.
Рано или поздно в жизни практически каждого человека наступает момент, когда он принимает решение жить самостоятельно. Отделение ребенка от родителей психологи называют термином «сепарация». Свобода действий и выбора непременно важны, но и безопасность от возможных негативных последствий тоже.
Рассмотрим типы сепарации и её психологические особенности.
Процесс сепарации происходит в течение всего жизненного пути личности, но может обнаруживать свою специфику в зависимости от тех или иных возрастных задач. И в зависимости от возрастных характеристик личности рассматривают несколько этапов сепарации.
Психолог Дж. Хоффман выделял 4 типа сепарации, через которые должен пройти человек к окончательной зрелости:
- Эмоциональная сепарация – это уменьшение зависимости от родительского одобрения или неодобрения. Эмоциональная зависимость, например, присутствует в том случае, когда партнеры вынуждены расстаться из-за неодобрения родителей;
- Аттитюдная сепарация - это когда мы перестаем оценивать себя с точки зрения родителей или других людей. То есть взрослый человек рассуждает и оценивает ситуацию на основе своего личного опыта, а не опыта его родителей;
- Функциональная сепарация – это способность человека обеспечить свое существование отдельно от родителей;
- Конфликтная сепарация – это умение жить своей жизнью без чувства вины за это.
Этапы сепарации и её способы проявления.
Сепарация начинается еще в раннем детстве. По мере взросления мы проходим следующие стадии: осознаем себя как личность, формируем представление о себе и своих ценностях и вступаем во взрослую жизнь. В случае успешного прохождения всех стадий ребенок проходит сепарацию и становится самодостаточным и самостоятельным человеком.
В психологии выделяют четыре этапа сепарации:
— с момента рождения и до года;
С момента появления на свет маленький человек беспрерывно учится быть самостоятельным. Это заложено самой природой, и вопреки ее законам идти не стоит. Сепарация от матери в младенчестве, в период формирования привязанности, препятствует нормальному развитию личности, вызывает чувство незащищенности, заставляет переживать скорбь. Существует теория, что сепарация является причиной развития психических расстройств. В 1-2 года мы впервые осознаем, что мы с мамой – два отдельных человека. В это время ребенок уже сам ползает, сидит, берет предметы и может озвучивать просьбы. И делает это самостоятельно, без помощи мамы.
— кризис трех лет;
В возрасте трех лет ребенок еще очень зависит от взрослых, но уже начинает демонстрировать характер, проявлять упрямство, выбирать, что ему кушать или надевать, где и с кем гулять.
— подростковый возраст;
Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него начинает формироваться собственная точка зрения, желание быть свободным и независимым, эмоции и чувства приобретают иной оттенок. Важно не оказывать сильного давления на детей и не проявлять родительской тирании, а научиться доверять и незримо руководить их поступками. Подростку в первую очередь необходимо убедиться в том, что он действительно готов к независимости: имеет заработок, умеет вести быт, адекватно выстраивает отношения с окружающими. Если все в порядке, родителям стоит закрепить доверие по отношению к ребенку и дать ему шанс, как советуют психологи.
— от 17 до 19 лет.
Возраст от 17 до 19 лет — заключительный этап психологического отделения, когда вчерашний ребенок вступает во взрослую жизнь, учится устраивать быт, правильно распоряжаться временем, стремится к финансовой независимости и начинает строить свои первые полноценные отношения с противоположным полом.
К сожалению, все эти этапы далеко не всегда проходят гладко и правильно.
Какие подстерегают опасности незавершённой сепарации.
Зависимость от мнения родителей, размытые личные границы, неумение самостоятельно принимать решения, родовые сценарии и проекции. Если психологическую «пуповину» не перерезать вовремя, человек не становится по-настоящему самостоятельным. Он живет не своей, а чужой жизнью. И у него мало что получается. И вот почему:
1. Такие люди постоянно находятся в вечном поиске себя, своего высокого предназначения. Они постоянно замышляют сделать что-то великое, что изменит в одночасье весь мир, обдумывая свои грандиозные планы, как правило, лежа на диване или уставившись в телевизор. Такая обыденность, как заработать себе на кусок хлеба, их не касается. Тем более, что родители любят их безусловно, принимают такими, какие они есть. Пример: сплошь и рядом родители содержат своих выросших детей на свою крохотную пенсию. Им тяжело, но они не могут (а подчас и не хотят) изменить ситуацию.
2. Выражают бурный протест несовершенному миру. Эти люди много пьют, употребляют наркотики, попадают в неприятные истории, их постоянно нужно откуда-то вытаскивать, спасать. Соответственно, последствия этих происшествий (то есть, ответственность за них) берут на себя родители (жены, мужья, дети, друзья): оплачивают лечение, штрафы и тому подобное.
3. Страдают социофобией. Взрослые, которым с детства внушали мысль об опасности окружающего мира, испытывают проблемы с общением, боятся собственной тени. Их везде поджидают опасности и неудачи. Они не способны работать и очень часто "уходят" в болезнь.
4. Многие в соперничестве с родителями видят смысл жизни – став врачом, как папа, стремятся доказать свою значимость: «Я не хуже папы!» Казалось бы, не самый худший вариант, но в соперничестве с родителями эти взрослые не видят своих потребностей, не понимают, чего бы им хотелось. Чем бы они хотели заниматься в своей жизни. Потребность в одобрении становится необходимой им для эмоционального комфорта. Собственно, этому и подчинена вся их жизнь.
Самые главные внутренние фигуры – это, конечно, родители. По этой причине мы проецируем свое отношение к ним на других людей. Например, очень часто женщины проецируют на мужчин образ отца. Безсознательно видят в каждом претенденте его образ. То есть вы видите не людей, а свои проекции, общаетесь не с людьми, а со знакомыми персонажами из своей головы. Результат – неадекватная коммуникация.
5. Если сепарация не была завершена, то вы продолжаете ее в отношениях с начальством, коллегами, мужем, друзьями. В отношениях у вас детская позиция, но вы ее не замечаете, потому что привыкли. В чем это выражается? Стремление доказать свою независимость или наоборот найти авторитарную фигуру, которая скажет, что делать. Позаботится на свой лад.
Несколько слов, как выглядит незавершенная сепарация.
- Многолетние поиски себя, человек не может найти свое место, не знает, чем заниматься в жизни, чтобы почувствовать себя счастливым. Не знает, что ему нужно, делает свои жизненные выборы неосознанно, под влиянием установок мамы и папы. Не в состоянии отличить, что из родительских правил ему подходит, а что – нет.
- Трудности с браком: сложно понять, кто нужен; страх душевной близости. Зависимость от одобрения родителей или кого-то еще. Неумение корректно и тактично защищать свои интересы и личные границы.
- Игры в отношениях: «борьба за власть», «борьба за независимость», «я сделаю из тебя человека», «я все равно выведу тебя на чистую воду» и т.д. Все это продолжение незавершённых процессов сепарации.
- Низкий уровень дохода, нереализованность в жизни. Ощущение собственного бессилия по аналогии с ребенком, у которого ресурсы ограничены.
Пока человек находится в ситуации неотсепарированности, он закрывает себе продвижение в мире. Парадокс сепарации в том, что поддержка рода приходит только когда сепарация завершена.
Процесс взросления - двусторонний. Родители отдают своему взрослеющему ребенку ответственность, а ребенок – берет. Если вы не смогли отделиться от родителей, то свое неумение и незнание, как это делать, вы передадите детям со всеми последствиями.
Мир не будет вас торопить, но и задачу сепарации со счетов не спишет. Если вы не завершили сепарацию с родителями, то вами управляют родительские семейные сценарии. И вы продолжаете совершать те же ошибки, что и родители. И, естественно, из-за этого вам не удается стать счастливым.
Библиографический список
1.Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация. Подходы, проблемы, механизмы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 367 с.
2.Хлебова В. Сепарация. Как перестать зависеть от других людей. АСТ.: Изд-во «Психология для жизни», 2022г.- 224с.
3.Лямина Е. Сепарация от родителей во взрослом возрасте. М.: Издательское решение, 2021 г.- 70с.
4.Малер М., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация. М.: Когито-Центр, 2011.- 413 с.
5.Сизикова И. Страх разделения. От детского возраста до взрослого. М.: Инcтитут общегуманитарных исследований, 2015. — 132 с.