Основные принципы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС – это построение образовательной деятельности на основе личностных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, то есть развитие личностных ресурсов дошкольников. Задача инструктора по физической культуре заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Рассмотрим определение терминов инициативы и самостоятельности. Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Самостоятельность ребенка — это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. Основные сферы инициативы обеспечивают развитие наиболее важных психических процессов, эмоциональное благополучие и самореализацию ребенка. Умение ребенка ставить цель и достигать ее зависит от ряда условий: трудности задачи, длительности ее выполнения, успехов и неудач в деятельности, оценки взрослого. Свое выражение названные условия находят в мотивационно-содержательной деятельности детей. При организации работы по развитию инициативы необходимо придерживаться следующих принципов: • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной двигательной деятельности со взрослым в игре и в самостоятельной деятельности. • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. • Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную двигательную деятельность. Основные формы поддержки инициативы в рамках здоровьесбережения традиционны: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные паузы, спортивные секции, самостоятельная двигательная деятельность, праздники, развлечения, проекты. Развитие и поддержку инициативы на физкультурных занятиях осуществляю через схему выполнения упражнений и гимнастических композиций, в варьировании спортивного инвентаря для общеразвивающих упражнений, в выборе вариантов выполнения основных видов движений, в выборе пары для выполнения упражнений. Занятие начинаю с группового приветствия, настраиваю детей на положительное эмоциональное общение, кратко обсуждаем и планируем совместно с детьми предстоящую деятельность. Далее провожу общеразвивающие упражнения под музыкальное сопровождение. Представляю все сектора физкультурного зала, работающие на данном занятии. Например, в секторе лазания и ползания предлагаю проползти по скамейке разными способами. В секторе прыжков предлагаю выполнить прыжки разными способами через веревки. В секторе равновесия - поупражняться носить мешочки на голове, не роняя по веревке разными способами. Таким образом, детям предлагается самостоятельно выбрать любой сектор и выполнить те или иные виды основных движений с физкультурными пособиями: закрепить уже полученные ранее навыки. Несмотря на такое явное программирующее предложение взрослого, у детей есть право выбора — сектора, атрибутов, партнеров по деятельности, но и вместе с тем, есть право отказаться от предложенной мной деятельности и выбрать нечто иное. Подводя итоги занятия, в процессе беседы с детьми, выясняем, какие движения были для них более сложные, а какие легкие в выполнении и где бы они их потом применили. Такая форма работы помогает решать задачи в развитии физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координации движений), накопить и обогатить двигательный опыт, является интересной для детей. Основная задача взрослого— показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый. Нельзя допускать в образовательном процессе стихийности и неорганизованной самостоятельности. Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметно-пространственной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом. Задача педагогов- поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научить рефлексировать и оценивать свои действия, свое поведение. Одним из аспектов самостоятельности является такое качество как настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Роль педагога в данном случае — стимулировать действия, доводящие начатое дело до конца. Хочу отметить, что при организации работы такой формы обязательным условием является доброжелательное отношение педагога, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в сторону ребенка. Не заставлять и не поучать ребенка, а помогать быть смелей и активней, хвалить ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения движений. При такой организации образовательной деятельности довольно четко прослеживаются индивидуальные особенности каждого ребенка. Здесь основная задача - найти дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его интересы и особенности, вовлечь малоподвижных детей в активную подвижную деятельность, а чрезмерно подвижных детей направлять на постепенное переключение на более спокойную деятельность. Результат такой работы показал, что дети способны самостоятельно действовать, адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия со сверстникам, у ребенка повышается самооценка, самостоятельность, активность и проявляется инициатива. Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма организации образовательной деятельности по физической культуре является приемлемой для развития личностных ресурсов дошкольников. Список литературы: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. 2. Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Педагогическое мастерство: материалы IX Международной научной конференции. М.: Буки-Веди, 2016. С. 160-163.