Актуальные вопросы дошкольного образования

Пасынкова Н.М. В гостях у звуков

Библиографическое описание:
Пасынкова Н.М. В гостях у звуков // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.

Аннотация

Данное дидактическое пособие предназначено для организации обучения детей через игру. Пособие реализует принципы развивающего обучения и соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Многофункциональность дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с детьми всех периодов дошкольного детства и в разных видах детской деятельности. Дидактическое пособие является частью развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО и создает условия для познавательной активности дошкольников.

В основе пособия - собственная многолетняя педагогическая практика речевого развития детей дошкольного возраста.

Представленное пособие может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам дошкольного образования, родителям, логопедам, гувернёрам.

Пояснительная записка

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки.

Речевое развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Особая роль отводится ведущему виду деятельности дошкольника – игре. Именно игровой характер обучения позволяет целенаправленно развивать речь ребенка в интересной и доступной форме.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Исходя из этого мною было разработано дидактическое пособие «В гостях у звуков»

Цель пособия: стимуляция речевой активности и творческой деятельности детей через использование системы развивающих игр.

Задачи:

овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Особенно актуально использование данного пособия в коррекционно-развивающей работе с учетом потребностей и индивидуальных особенностей детей.

Дидактическое пособие реализует требования ФГОС ДО:

· насыщенность: наличие комплектов игровых материалов для речевой активности детей в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием образовательной деятельности;

· вариативность: наличие разнообразных игровых и демонстрационных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, их периодическая сменяемость;

· трансформируемость: возможность изменения элементов пособия, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи, возраста детей;

· доступность: свободный доступ всех детей к пособию и игровым материалам;

· безопасность: пособие надежно и безопасно в использовании, устойчиво, мобильно.

Уникальность пособия заключается в его многофункциональном предназначении. Данное пособие обладает огромным образовательным потенциалом. Его можно использовать для решения задач из разных образовательных областей, использовать для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.

Практическая ценность пособия «В гостях у звуков»:

- дидактическое пособие является мобильным и очень легким в использовании Его можно переносить, переставлять, использовать практически в любых видах непрерывной образовательной деятельности и в свободное для детей время;

- красивое цветовое решение, материал, используемый в оформлении пособия (баннерная ткань, отличающаяся гладкостью) создают благоприятные условия для развития детей;

- кроме выполнения своей образовательной функции пособие является оригинальным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы, сочетаясь с общим стилем дизайна групповой комнаты.

Ожидаемый результат от использования дидактического пособия «В гостях у звуков»:

· коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического звука и звукового анализа слов;

· обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;

· формирование навыков грамматического оформления предложений связной речи;

· самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться);

Пособие рекомендуется использовать практикующим педагогам дошкольного образования, родителям, логопедам для занятий с детьми любого возраста.

Содержание

Для изготовления пособия, за основу был взят экологически чистый материал - баннерная ткань с нанесением авторского рисунка на основе безопасных красителей, что обеспечивает привлекательность пособия для игровой деятельности, легкость размещения игры. Размер 2х3м.

Игра-ходилка "В гостях у звуков"

Простая напольная игра, рассчитанная на детей от 3 лет. Правила знакомы всем с детства – кубик и одна фишка для игроков.

Правила игры:

Игроки бросают кубик по очереди и продвигают фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Если фишка остановилась на гласном звуке (следует указаниям данным воспитателем, задание придумывается заранее), если на согласном - аналогично.

В игре принимают участие любое количество детей. Побеждает тот, кто больше назовет слов с заданным звуком.

В комплекте с пособием «В гостях у звуков» были изготовлены авторские дидактические игры, в виде раздаточного материала (карточки со звуками и изображениями на тот или иной звук), способствующие закреплению речевых умений и навыков.

Для педагогов дошкольных образовательных организаций предлагается перечень игр, которые можно использовать в работе с пособием при реализации задач других образовательных областей:

Игра «Найди пару»

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игра «Подружи картинки»

Цель: автоматизировать заданный звук, развивать логическое мышление.

Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать картинки, положить на определенный звук.

Игра «Назови первый звук»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Игра «Назови гласный звук»

Цель: учить детей выделять гласный звук из состава слова.

Игра «Назови последний звук»

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.

Заключение

Практика использования дидактического речевого пособия «В гостях у звуков» в образовательной деятельности с детьми разных периодов дошкольного детства и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особенности в развитии, показала его эффективность:

1. занятия и игры с пособием вызывают у дошкольников положительный эмоциональный отклик, повышая их речевую активность как в совместной, так и в самостоятельной деятельности;

2. дети, увлеченные игровым заданием, не замечают, что они включены в процесс обучения;

3. яркое, радужное оформление обеспечивает богатство сенсорных впечатлений детей, несет положительный заряд энергии, настраивает дошкольников на творческую и познавательную деятельность;

4. дети приобретают опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
2024-03-04 16:39 2023