Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка. С одной стороны, она, наряду с игрой и речью, является действенным средством удовлетворения коммуникативной потребности ребенка, с другой, выступает и как результат удовлетворения этой потребности.
Задачами этой работы являются:
- развитие положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности, её процессу и результатам;
- формирование представлений детей об используемых в изобразительной деятельности предметах и материалах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойствах.
- развитие операционально-технической стороны изобразительной деятельности детей, учить их: пользоваться карандашами, фломастерами, кистью, мелками; рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетать прямые и наклонные линии; рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; использовать приемы примакивания и касания кончиком кисти;
- побуждение детей сравнивать форму предмета с эталонной (шар круглый, яблоко как шар, яблоко круглое) и рассказывать о результатах сравнения;
- формирование речи детей, умения называть предмет и его признаки, передавать основное содержание выполненного изображения;
- формирование у детей навыки работы с клеем, знакомить их с приемами аппликаций нетрадиционной техники (рваная, мятая и т. д.)
- знакомство детей с приемами работы с глиной, пластилином, соленым тестом: разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать (по подражанию и образцу);
- развитие у детей координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, движения глаз, опережающие руку;
- учить детей работать вместе с другими детьми при выполнении коллективных работ;
- воспитывать волевые качества ребенка, формируя у него умение доводить работу до конца.
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, создания аппликации, обращать их внимание на результат. Во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к выполнению работы вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям) с другими детьми в игровой форме (сказка «колобок», «заюшкина избушка» и др.). Это постепенно приведет к тому, что результат изобразительной деятельности станет личностно значимым для ребенка.
Любое занятие изобразительной деятельностью на первом этапе обучения должно протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформерованности у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности (крайне низкий уровень сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформерованность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений и др.) невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п., поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования, лепки, аппликации.
Недоразвитие познавательной активности и познавательной деятельности, внимания, целесообразно их проводить индивидуально или с небольшими группами детей. В условиях группы необходимо продумать работу таким образом, чтобы обеспечить активное участие в занятии всех детей, так как активность ребенка является необходимым условием формирования у него предпосылок изобразительной деятельности. Использование изобразительных игр обеспечит формирование у них предметной деятельности и обогатит их жизненный опыт. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляйся нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
— договариваться о совместной работе, ее содержании;
— работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
— планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
— радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
— в начале дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
— на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
— постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
Легче организовать детей для выполнения коллективной работы в лепке, аппликации, сложнее в рисовании.
На первом этапе ребенок выполняет задание на своем листе или лепит, и только в конце занятия все работы объединяются и получаются одна-две общие композиции.
Дети младшего возраста изображают и лепят одинаковые предметы (цветы, деревья, неваляшек, снеговиков, птиц и пр.). При соединении всех работ вместе в конце занятия получатся картины «Цветущий луг», «Лес», "Цыплята на траве" или хоровод из снеговиков, неваляшек.
При выполнении работ в начале занятия перед детьми ставится общая задача. Дети выполняют работу на своем листе, но знают, что потом у них будет общая картина.
Другой вариант создания общей композиции, когда дети выполняют изображение на небольшом листе такого же цвета, чго и общий лист (зеленая бумага — полянка, синяя — река, небо). После выполнения задания они наклеивают свой лист на общий, единый фон объединяет все работы. Например, на листе изображена Белоснежка, а дети рисуют (или вырезают) гномов на маленьких листах, которые потом наклеивают вокруг Белоснежки на общем листе, или педагог изображает терем, а дети рисуют животных, живущих в нем, и наклеивают свои листочки с нарисованными животными вокруг терема.
С детьми старшего возраста выполняется композиция на общем листе после определенной подготовительной работы — подготовки фона. Затем лист делится на одинаковые и разной формы части. После выполнения задания все листы соединяются в том же порядке, получается общая композиция. В конце занятия дети дорисовывают или доклеивают дополнения в соответствии с содержанием, если это необходимо. Например, нарисованное дерево разделено на равные части, которые украшает каждый ребенок в отдельности, в конце занятия все листы соединяются, дорисовываются ствол и ветви.
На начальном этапе дети выполняют задание вдвоем на одном листе (рисование, аппликацию, лепку) по два одинаковых по сложности персонажа — лису и волка. Затем группа увеличивается до трех-четырех и более детей.