НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Еньшина С.И. Применением квест-технологии в образовательном процессе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов в образовательном процессе становится игра.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой познания мира, своих возможностей, средством самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – это эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест - технологию. Использовать квест – технологию в рамках педагогического процесса предложил американский профессор Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.
Когда я впервые столкнулась с этой технологией, изучила ее структуру, этапы организации, возможности применения ее в детском саду, то вскоре поняла, что этот вид игры будет интересен детям, и начала понемногу применять в своей практике.
В первую очередь выяснила, что же такое «квест», что подразумевается, когда говорится об образовательном квесте, о квест-технологии?
Обратившись к словарю, узнала, что само понятие «квест» собственно и обозначает игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
Также выяснила, что в любом квесте присутствует элемент соревновательности, эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Квесты способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет мне уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
В своей работе использую следующие виды квестов:
1.Линейные. Игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
2.Штурмовые. Игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом выбирают пути решения задач.
3.Кольцевые. Представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют из разных точек, которые и будут для них финишными.
Темы квестов выбираю самые различные:
1. Поиск сокровищ (Пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
2. Помощь героям или герою сказки, мультфильма, фильма. Например, «Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3. Познавательные (По временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».
4. С многообразием опытов и экспериментов. Например, «Фокусы от Бима».
5. Литературные квесты (По произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). Например, «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
6. Физкультурные праздники.
Задания для детского квеста использую самые разнообразные:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы;
• творческие задания;
• игры с песком; с водой;
• опыты, эксперименты;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты.
Для составления маршрута применяю разные варианты:
Маршрутный лист. На нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которое и будет то место, куда надо последовать.
«Волшебный клубок». На клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно, разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции.
Карта -схематическое изображение маршрута.
«Волшебный экран». Планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники.
Игровые квесты провожу в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Образовательные квесты организую на территории детского сада, в групповых помещениях, в парке, на природе. Квесты провожу 1 раз в месяц.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает мне неоценимую помощь, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Считаю, что преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
Огромным плюсом в проведении квеста является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, логопед).
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра, и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников, мотивировать на достижение поставленной цели. Как же этого достичь? Все просто. На заключительном этапе дети должны получить поощрительный приз.
При разработке сценария использую следующую структуру квеста:
1.Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя, деление детей на группы, обсуждение правил квеста, раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
2.Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
3.Оценка. Приз. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия).
Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
1)Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
2)Информационная - приобретение детьми нового знания;
3)Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
4)Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.
Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».
Квест-игра одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка, как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста, на мой взгляд, в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Хочется отметить, что после проведения квест-игры дети получают большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощенными в общении и игре, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива, становятся равноправными участниками игрового взаимодействия. Поэтому с уверенностью могу сказать, что квест-игру можно и нужно использовать в работе с детьми детского сада.

Список литературы

1.Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012
2.Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"
3.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

Список интернет источников

1. http://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html
2.http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-formaobrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami
3. http://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/
4.http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii.
2018