Библиографическое описание:
Новосёлова Л.Д. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития детской одаренности // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы).
Среди форм организации исследовательской деятельности учащихся выделяют экспресс-исследования и долговременные исследования.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, должна быть вариативность. Основная идея состоит в ступенчатом формировании биологической компетентности обучающихся. В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях:
Уровень 1. Работа по формированию биологической компетентности обучающихся на уроках.
Уровень 2. Работа над формированием биологической компетентности обучающихся на элективных курсах по биологии.
Уровень 3. Формирование биологической компетентности обучающихся в рамках внеурочной деятельности.
Уровень 4. Работа по формированию биологической компетентности обучающихся в рамках конкурсов, проектов и соревнований.
Уровень 5. Индивидуальная работа с учащимися.
Регулярное использование на уроках системы специальных заданий, направленных на развитие исследовательских навыков, расширяет кругозор учащихся, реализует и развивает их умственные способности.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, должна быть вариативность. Поэтому кроме урочной деятельности учащиеся имеют возможность реализоваться во внеурочной деятельности.
Уже с первых дней работы в школе мы с ребятами открыли нашу «Зеленую лабораторию». Я уже не просто учитель, открывающий мир знаний, я - педагог дополнительного образования, наставник по развитию творческого потенциала. Создавая условия для научно-исследовательской деятельности школьников, мне пришлось найти ответ на ряд вопросов.
Основные цели нашего объединения - экологическое образование, изучение природы родного края, формирование практических умений и навыков исследовательской работы, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле. Каждый день нашей жизни – это открытие чего – то нового, ведь он непременно наполнен многочисленными яркими и запоминающимися событиями. В процессе делового сотрудничества, в увлекательном творческом поиске новых открытий, ребята выступают в роли исследователей, самостоятельно находят новые решения.
Я с гордостью смотрю на своих учеников и с каждым днем замечаю, что они взрослеют не только физиологически, они создают проекты, анализируют жизненные ситуации, ответственно готовятся к каждому мероприятию. Мир программы «Зеленая лаборатория» увлекает, завораживает, и, вместе с тем, ставит массу вопросов и проблем, над которыми раньше и не задумывалась.
Я горжусь своими учениками, которые достойно справляются с олимпиадными заданиями, успешно выступают на конференциях, фестивалях, побеждают в конкурсах! Ведь их победы – это и мои победы! Их рост - это и мой рост тоже! Успехи детей – это моя гордость, это уверенность в том, что я им очень нужна! И хочется снова и снова, не останавливаясь на достигнутом, творить, открывать с учениками неизведанное, быть с ними всегда рядом, чтобы учить, поддерживать, направлять, изменять их жизнь к лучшему.
Дети - моё вдохновение и… мои учителя, они учат меня, растут со мной, и я расту вместе с ними. В процессе совместного общения я тоже развиваюсь, формирую свою главную педагогическую миссию: увидеть мир природы, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. Мы вместе постоянно создаем что-то новое и интересное. Занятия всегда разнообразные: это экскурсии и путешествия, эксперименты и опыты, акции и квесты, рядом с нами родители и педагоги.
Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом, участвуют в конкурсах, олимпиадах. Творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя: «Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно».
Исследовательская деятельность позволяет увидеть способности учеников, побуждает к самооткрытию собственных способностей и скрытых возможностей, так как требует от них самостоятельности, умению проблемно мыслить, формированию таких качеств, как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, критичность мышления, коммуникабельность, расширяет и углубляет знания, находит оригинальные способы исследования. Приобретенный опыт у ребенка не исчезнет даже при единичном опыте. Он обязательно проявится в других сферах деятельности, позволит шире смотреть на проблему.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Процитирую слова Льва Николаевича Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…».
Давайте сделаем вывод: в наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и или они останутся нераскрытыми, или они достигнут соответственных высот.
Список использованной литературы:
1. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
2. Высоцская, М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Изд. Учитель: Волгоград, 2004.
3. Леонотович, А.В., Саввичев, А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников/ Под ред. А.В. Леонтовича. - М.: ВАКО, 2016. - 160 л.
4. Пицык, Н. Н. ФГОС. Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках. [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/11/07/fgos-effektivnost-i-aktualnost-nauchno-issledovatelskoy.
Новосёлова Л.Д. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития детской одаренности // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы).
Среди форм организации исследовательской деятельности учащихся выделяют экспресс-исследования и долговременные исследования.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, должна быть вариативность. Основная идея состоит в ступенчатом формировании биологической компетентности обучающихся. В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях:
Уровень 1. Работа по формированию биологической компетентности обучающихся на уроках.
Уровень 2. Работа над формированием биологической компетентности обучающихся на элективных курсах по биологии.
Уровень 3. Формирование биологической компетентности обучающихся в рамках внеурочной деятельности.
Уровень 4. Работа по формированию биологической компетентности обучающихся в рамках конкурсов, проектов и соревнований.
Уровень 5. Индивидуальная работа с учащимися.
Регулярное использование на уроках системы специальных заданий, направленных на развитие исследовательских навыков, расширяет кругозор учащихся, реализует и развивает их умственные способности.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, должна быть вариативность. Поэтому кроме урочной деятельности учащиеся имеют возможность реализоваться во внеурочной деятельности.
Уже с первых дней работы в школе мы с ребятами открыли нашу «Зеленую лабораторию». Я уже не просто учитель, открывающий мир знаний, я - педагог дополнительного образования, наставник по развитию творческого потенциала. Создавая условия для научно-исследовательской деятельности школьников, мне пришлось найти ответ на ряд вопросов.
Основные цели нашего объединения - экологическое образование, изучение природы родного края, формирование практических умений и навыков исследовательской работы, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле. Каждый день нашей жизни – это открытие чего – то нового, ведь он непременно наполнен многочисленными яркими и запоминающимися событиями. В процессе делового сотрудничества, в увлекательном творческом поиске новых открытий, ребята выступают в роли исследователей, самостоятельно находят новые решения.
Я с гордостью смотрю на своих учеников и с каждым днем замечаю, что они взрослеют не только физиологически, они создают проекты, анализируют жизненные ситуации, ответственно готовятся к каждому мероприятию. Мир программы «Зеленая лаборатория» увлекает, завораживает, и, вместе с тем, ставит массу вопросов и проблем, над которыми раньше и не задумывалась.
Я горжусь своими учениками, которые достойно справляются с олимпиадными заданиями, успешно выступают на конференциях, фестивалях, побеждают в конкурсах! Ведь их победы – это и мои победы! Их рост - это и мой рост тоже! Успехи детей – это моя гордость, это уверенность в том, что я им очень нужна! И хочется снова и снова, не останавливаясь на достигнутом, творить, открывать с учениками неизведанное, быть с ними всегда рядом, чтобы учить, поддерживать, направлять, изменять их жизнь к лучшему.
Дети - моё вдохновение и… мои учителя, они учат меня, растут со мной, и я расту вместе с ними. В процессе совместного общения я тоже развиваюсь, формирую свою главную педагогическую миссию: увидеть мир природы, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. Мы вместе постоянно создаем что-то новое и интересное. Занятия всегда разнообразные: это экскурсии и путешествия, эксперименты и опыты, акции и квесты, рядом с нами родители и педагоги.
Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом, участвуют в конкурсах, олимпиадах. Творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя: «Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно».
Исследовательская деятельность позволяет увидеть способности учеников, побуждает к самооткрытию собственных способностей и скрытых возможностей, так как требует от них самостоятельности, умению проблемно мыслить, формированию таких качеств, как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, критичность мышления, коммуникабельность, расширяет и углубляет знания, находит оригинальные способы исследования. Приобретенный опыт у ребенка не исчезнет даже при единичном опыте. Он обязательно проявится в других сферах деятельности, позволит шире смотреть на проблему.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Процитирую слова Льва Николаевича Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…».
Давайте сделаем вывод: в наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и или они останутся нераскрытыми, или они достигнут соответственных высот.
Список использованной литературы:
1. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
2. Высоцская, М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Изд. Учитель: Волгоград, 2004.
3. Леонотович, А.В., Саввичев, А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников/ Под ред. А.В. Леонтовича. - М.: ВАКО, 2016. - 160 л.
4. Пицык, Н. Н. ФГОС. Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках. [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/11/07/fgos-effektivnost-i-aktualnost-nauchno-issledovatelskoy.