Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Сизова В.В. Рейтинговый подход при оценке текущей успеваемости и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Любая система оценки знаний выполняет две функции: контролирующую и организующую по отношению к учебному процессу. [1] Полноценной системой оценивания является та, которая не только отражает уровень обученности, но и стимулирует его качественное развитие, направлена на индивидуализацию учебного процесса с учетом возможностей и запросов обучающихся.
Рейтинг – это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка. [4]
Рейтинговая система повышает объективность оценки студенческих достижений в учебе, при этом любой вид промежуточной аттестации перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы, снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи зачета.
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности всех видов деятельности, включая аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу.
Рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений студента в определённом направлении. Ответил правильно на занятии – получил определенное число баллов, выполнил конспект или заполнил таблицу – еще баллы и т.п.
С целью стимулирования в учебе рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим студента стремиться его повысить. Для этого студенты должны постоянно знать об изменении своего рейтинга: не после, а в процессе обучения. Важное условие рейтинговой системы – своевременное выполнение установленных видов работ. Если практическое занятие, контрольная работа по дисциплине или самостоятельная работа пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.
При рейтинговой системе за каждое правильно выполненное задание студент получает 1-3 балл (в зависимости от объема или сложности работы). Если ответ неполный или с недочетами, то балл не начисляется. Переход на «положительную» шкалу оценок отражает накопительный характер рейтинга.
Оценка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. Это также заставляет студентов более внимательно и полноценно относиться к выполнению каждого задания. При этом работа преподавателя несколько упрощается, т.к. подсчитывается только количество набранных баллов и не надо ломать голову над тем, поставить за работу оценку «3» или все-таки «натянуть» на «4».
При составлении шкалы оценок необходимо учитывать любую форму учебной или внеаудиторной самостоятельной деятельности. Например, при выполнении домашнего задания ставится по 1-2 балла за каждое упражнение, за самостоятельную работу можно получить до 5 баллов, оценивается также посещение занятий (1 балл), за практическую работу до 10 баллов, за ведение и оформление рабочей тетради (лекционных и практических занятий) – 1-3 балла и т.д.
Оценка за семестр выставляется в зависимости от числа набранных баллов. Показатель учебного рейтинга студента в течение всего семестра определяется на основе формулы: R = (Bst / Bmax) * 100%, где: R - рейтинговая оценка; Bst - количество набранных студентом баллов на момент оценки; Bmax - максимально возможное по дисциплине количество баллов на момент оценки.
Пересчет баллов в оценку и уровень обучения определяются по следующей схеме, если процент набранных баллов равно
·               (0 - 69 %) - оценка 2 - уровень обучения «низкий»,
·               (70 - 80 %) - оценка 3 - уровень обучения «обязательный»,
·               (81 - 90 %) - оценка 4 - уровень обучения «средний»,
·               (91 - 100 %) - оценка 5 - уровень обучения «высокий».
Уход от точного количества баллов к их долевому участию позволяет оценивать все виды деятельности в целых баллах.
Следует отметить, что данная система оценки требует от преподавателя очень четкой, спланированной организации работы. Нагрузка заметно увеличивается, т.к. приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных условий – быстрота проверки заданий, чтобы студент смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл.
Дисциплина ОП.04. «Генетика человека с основами медицинской генетики» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла ФГОС СПО и изучается в первый год освоения ППССЗ по специальностям 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.02 Акушерское дело, и основано на знаниях, умениях и компетенциях, полученных в курсе биологии общеобразовательных дисциплин. Общебиологическая грамотность студентов имеет большое значение в формировании медицинских работников среднего звена.
На первом занятии студентам выдаются табель (рейтинг-лист), выполненный в виде таблицы (рисунок 1, 2), в котором отражены тематический план и виды выполняемых работ, сообщаются особенности рейтинговой системы учета и контроля знаний («цена» каждого задания отражена в таблице), что и как учитывается при составлении суммарного рейтинга. Преподаватель ведет рейтинг-лист, на котором регулярно отмечаются баллы за выполненные задания, а также бланк с основными контрольными точками (контрольные, самостоятельные, практические работы, зачет и т.д.).
Программа освоения генетики человека с основами медицинской генетики включает разделы «Цитологические и биохимические основы наследственности», «Закономерности наследования признаков», «Хромосомная теория наследственности», «Виды изменчивости и виды мутаций у человека», освоение которых предусматривает фактически повторение соответствующих разделов биологии. Таким образом, теоретические занятия по данным темам носят обзорный характер, а выполнение самостоятельной работы (в том числе решение ситуационных задач на молекулярный синтез, моногибридное и дигибридное скрещивание, неполное доминирование и кодоминирование, взаимодействие генов и группы крови по системе АВ0 и резус-фактору, выполняются самостоятельно по индивидуальным заданиям) проводится к теоретико-практическому занятию. (рисунок 1)

Тип

работы

Наименование разделов, тем, занятий
присутствие
конспект
Входящий контроль
контрольные вопросы (итоговый тест)

Теоретическое

занятие

Тема 2.1. Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами. Пенетрантность и экспрессивность генов.
1
1
1
2
 Самостоятельная работа

сам8

Моногибридное скрещивание (зарисовать схему)
 
 
 
1

сам9

Дигибридное скрещивание (зарисовать схему)
 
 
 
1

сам10

Выполнение индивидуального задания на решение задач
 
 
 
3
максимальное кол-во баллов за тему - 10
итого

6-7-«удовлетворительно» 8-9-«хорошо» 10-«отлично»
оценка

Преподаватель

 /
Рисунок 1. Фрагмент рейтинг-листа для темы, представленной только теоретическим занятием.

Тип

работы

Наименование разделов, тем, занятий
присутствие
Конспект (устный ответ)
Входящий контроль
контрольные вопросы (итоговый тест)

Теоретическое

занятие

Тема 3.1.1. Генеалогический метод. Близнецовый метод. Дерматоглифический метод.
1
1
1
2

Практическое

занятие

Составление и анализ родословных схем
1
3
3
3
 Самостоятельная работа

сам16

Зарисовать схемы наследования аутосомно-доминантного, аутосомно-рецессивного и сцепленного с полом
 
 
 
1

сам17

Зарисовать символы, применяемые для составления родословных схем
 
 
 
1

сам18

Выполнение индивидуального задания на решение задач
 
 
 
3
максимальное кол-во баллов за тему - 20
итого

14-16-«удовлетворительно» 17-18-«хорошо» 19-20-«отлично»
оценка

Преподаватель

 /
Рисунок 2. Фрагмент рейтинг-листа для темы, представленной теоретическим и практическим занятием.
Следует отметить, что данная система оценки требует от преподавателя очень четкой, спланированной организации работы. Нагрузка заметно увеличивается, т.к. приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных условий – быстрота проверки заданий, чтобы студент смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл. Поэтому, проведя занятие сегодня, завтра, а то и к концу того же учебного дня, результаты работы студенты уже могут посмотреть, начать обсуждение своих ошибок, т.к. они еще хорошо помнят выполненные задания.
При изучении разделов «Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии» и «Наследственность и патология» студенты осваивают новые профессиональные знания, для закрепления которых предусмотрены практические занятия. Общая оценка за тему по рейтинговой системе, учитывает работу на теоретическом и практическом занятии, и самостоятельную работу (рисунок 2).
Самостоятельная работа студентов и работа на практических занятиях способствует повышению качества знаний по дисциплине и самосовершенствованию в сфере будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа выполняется на отдельных листах или в отдельной тетради, чтобы у преподавателя была возможность на каждом занятии ее проверять. Рабочая тетрадь теоретических занятий проверяется по требованию преподавателя. Здесь оценивается качество ведения: аккуратность, запись определений, диктуемых на занятии, формул, оформление рисунков и таблиц. Если требования не выполняются, то баллы за тетрадь не выставляются. Тетрадь проверяется 2-3 раза за семестр.
Благодаря информационному контролю рейтинговая система заставляет студента систематически заниматься в течение всего семестра, что позволяет улучшить качество обучения. Отмечается рост учебной активности, организованность, своевременное выполнение учебных заданий. Большая часть студентов без успешно справляется с «обязательным» уровнем обучения, позволяющим поставить «зачет» без дополнительных вопросов.
Работая уже не первый год по этой системе, постоянно идет работа по ее усовершенствованию, находятся в ней новые удобства и новые области применения.

Библиографический список

1.       Дожук И.В. Рейтинговая система оценки знаний и умений студентов как одна из составляющих управления качеством профессионального образования Сборник тезисов научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения в сестринском образовании» 28.05.2009 Архангельск [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:/documents/-2008-56e4fd64caac3.html, свободный
2.       Логинова Е. А., Корионов А. А. Современные подходы к организации самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов при изучении предмета «Генетика с основами медицинской генетики». - Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: Материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции (г. Пермь, 19-20 мая 2013 года). – с.259-261
3.       Морева Н.А. Рейтинговая система оценивания в современном образовательном процессе[Электронный ресурс] / Морева Н.А. - Режим доступа: http://pedsovet.org, свободный.
4.       Яблочкина Н.В. Рейтинговая система оценки знаний студентов в педагогическом колледже [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» [сайт] / Н. В. Яблочкина Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru, свободный
2018